Как менять щетки генератора самому

Щетки генератора
Щетки генератора

Щетки генератора являются важнейшим компонентом автосистемы. Именно они отвечают за подачу и отвод излишков тока. Их важность также определяется тем, что без них механизм, производящий энергию или ГПТ просто не сможет вырабатывать напряжение. Узнаем из статьи, как поменять щетки на генераторе легко и просто самому.

Про щетки и зачем их менять

Понятно, что генератор с неисправными щетками не будет нормально функционировать. Сами щетки бывают изготовлены из графита. Поэтому их еще называют угольными.

Кстати, применение угольных щеток не ограничено автосистемами. Они широко используются и в других типах оборудования, например в электродвигателях.

Интересно будет рассмотреть разновидности щеток, используемых сегодня:

  • ЭГ-4 – самая востребованная группа щеток, подходящая для автомобильных ГПТ разных годов выпуска;
  • ЭГ-61 – уступают ЭГ-4 в популярности, но тоже достаточно известны. Их преимущество – большая степень надежности.

По мнению опытных автомобилистов, лучше ставить щетки, промазанные специальным составом. Они быстро не разрушаются, так как особый химический состав защищает их.

Расположение щеточного блока на генераторе
Расположение щеточного блока на генераторе

Немаловажное значение имеет и характеристика прочности щеток. Графитовые элементы обязаны быть прочными, чтобы дольше прослужить.

Располагаться щетки тоже могут по-разному. Например, в отечественных авто они нашли место чуть ниже правого фонаря передней оптики, на ГПТ. До них можно легко добраться, открыв капот транспортного средства. Две крышки, похожие на консервные банки и обмотка щеток всегда на виду.

Итак, щетки менять нужно срочно, как только они выходят из строя, ведь от этого страдает генератор. Элементы напрямую взаимодействуют с его ротором. Опытные автомобилисты и специалисты рекомендуют проверять, как сидят щетки, а вернее, насколько они выступают из своего «гнезда». Так, если щетка выступает менее чем на 5 мм, то это значит, что она требует замены.

Примечательно, что ГПТ чаще всего выходит из строя по вине щеток. Это самый настоящий расходник. Поэтому за щетками нужно ухаживать периодически, диагностировать их состояние каждые 50 тыс. км пробега транспортного средства.

Один из популярных способов тестирования АКБ и заодно ГПТ вместе с щетками, это подключение к аккумулятору мультиметра. Измерительный прибор в данном случае нужен для замера уровня зарядки, обязательно с учетом включенных элементов автомобиля – фар, лампочек салона, печки и других потребителей.

Типичные симптомы неисправных щеток

Вот они:

  • Беспричинное и резкое отключение различных электроприборов ТС или отклонение в их работе, происходящее по совершенно непонятным причинам.
  • Неожиданный спад интенсивности свечения осветительных приборов салона и оптики.
  • Общий спад напряжения в электроцепи автомобиля.
  • Быстрая разрядка АКБ и сложность, а в некоторых случаях и невозможность осуществления зарядки.

Еще одним типичным симптомом неисправных щеток можно назвать ситуацию, когда на малых оборотах зарядки нет, а появляется она на больших оборотах двигателя.

Щетки генератора схема
Щетки генератора схема

На неработающем двигателе уровень зарядки показывает где-то около 12.51 V, а на заведенном – 14.08 V. Это нормальные показатели, но случается, что на малых оборотах ДВС зарядка не показывает даже 14 V, а появляется только после прогазовки. Как вы уже догадались, виною этой проблемы становятся щетки.

Замена

Менять щетки генератора – не такая уж простая процедура, и с ней удастся справиться своими руками на ура, если четко придерживаться алгоритма действий. Подробная инструкция приведена ниже.

Итак, вот что требуется сделать:

  • скинуть с АКБ минусовую клемму;
  • демонтировать регулятор с щеткодержателем, используя фигурную отвертку;
  • вынуть старые щетки, очистить гнездо держателя, пружины и кольца от саже-пылевой составляющей, используя мягкую щетку;
  • поставить новые щетки;
  • осуществить проверку работы щеток (они должны легко и свободно ходить внутри щеткодержателя);
  • собрать узел, подсоединить аккумулятор.

Регулятор напряжения и щеткодержатель изготавливаются, как правило, в сборе. Это очень удобно, как для демонтажа, так и для установки. Новые щетки уже сидят в сборной конструкции, не нужно ничего разбирать.

Регулятор напряжения
Регулятор напряжения

Однако в целях экономии или по причине отсутствия в магазинах такой конструкции (особенно это касается иномарок), многие автомобилисты старые щетки из держателя вынимают и ставят новые. Это дает возможность неплохо сэкономить только в том случае, когда сам регулятор исправный. Т.е, перед тем, как заменить щетки, следует проверить регулятор на исправность, а только затем поставить новые элементы.

В основном, любители поработать своими руками уже имеют про запас регуляторы с новыми почти щетками. Одна из деталей регулятора, например, крепежный элемент, выходит из строя, но ради щеток деталь оставляется про запас. Когда приходит время менять щетки, используется запасной регулятор.

Переставка щеток с регулятора на регулятор проводится так:

  • регулятор зажимается в тиски;
  • напильником, желательно круглым, стачивается припайка щеток, и одновременно зачищается поверхность;
  • испорченная щетка выходит из держателя;
  • берется шило, которым увеличивается отверстие для проводки на щетку;
  • на зачищенную поверхность капается немного канифоли, разведенной на спирту;
Канифоль на зачищенную поверхность
Канифоль на зачищенную поверхность
  • паяльником берем олово и залуживаем это место.

Теперь надо вынуть новые щетки из запасного регулятора:

  • это делается либо напильником, как в вышеописанном случае, либо паяльником;
  • щетка вытаскивается вместе с пружинкой и тросиком, для которого в первом регуляторе шилом было увеличено отверстие;
  • вдеваем новую щетку в отверстие.

Совет. Чтобы было легче просунуть провод щетки в отверстие, рекомендуется припаять к его концу длинную и тонкую медную проволоку. Держа за конец длинной проволоки, будет намного проще вдеть щетку. После этого, направляющую медную проволоку надо отпаять.

В некоторых случаях графитовые щетки нуждаются в притирке. Это делается с помощью мелкозернистой шкурки.

В процессе замены щеток следует уделять максимальное внимание очистке. В частности, следует хорошенько продувать и протирать гнездо держателя, контакты и кольцо. Последнее вообще требует очень тщательной полировки, так как отвечает за контакты.

Нельзя забывать, что щеточные тросики к новым элементам следует припаивать. Помнить нужно также о качественном заземлении.

Каждый автомобиль имеет свои особенности. Поэтому процедура замены щеток ГПТ может отличаться. На некоторых иномарках ситуация с заменой щеток вообще удручающая. К примеру, испорчены и нуждаются в замене только щетки, однако владелец не может найти заменяющие. На таких машинах диодный мост, регулятор и щеткодержатель с щетками составляют в ГПТ единый моноблок, который найти в продаже не всегда удается. И водителям РФ и стран бывшего СНГ предлагается только вариант замены нового генератора, что по деньгам садится очень дорого: 14 тыс. рублей аналог или 28 тыс. рублей – оригинальные запчасти.

Добавить комментарий