Плунжерный топливный насос и его разновидности

ТНВД
ТНВД

Этот насос по-другому называется ТНВД. Он назначен для исполнения важнейших функций в системе инжектора: нагнетать бензин или солярку под давлением, регулировать силу впрыска и т. д. Плунжерная пара (ПП) в ТНВД является одной из его основных элементов.

Плунжерная пара, как основная часть ТНВД

Изначально насосы этого типа применялись на дизельных автомобилях. Сегодня они встречаются и на бензиновых агрегатах, правда, только на тех, в которых задействован непосредственный впрыск. Здесь устанавливается менее мощное устройство, так как высокого давления, как на дизеле, не требуется.

Плунжерные пары
Плунжерные пары

Как и говорилось выше, плунжерная пара является главным полезным звеном такой помпы. Это единая система, объединённая поршнем и втулкой. Плунжерная пара изготовлена из очень прочной стали, обеспечивающей устройству высочайшую точность.

Производство ПП – дело довольно сложное. В частности, требуется фабрика со специальным высокоточным оборудованием. В прежние годы в СССР был всего один такой завод, занимающийся изготовлением плунжерных пар. В Европе их гораздо больше.

Одна из сложностей изготовления плунжерной пары заключается в обеспечении маленького зазора. Последний имеет и другое название – прецизионное сопряжение. Таким образом, если удастся обеспечить точный зазор, поршень за счёт собственной массы войдёт точно в цилиндр.

Помимо основной функции – гарантировать требуемый уровень давления, насос используется, как регулятор. Иными словами, он предопределён для раздачи горючей жидкости через форсунки в цилиндры. Безусловно, многое зависит от типа силовой установки.

Форсунки инжектора всегда выступают в роли связующего звена в цепи (ТНВД — цилиндры двигателя). Они интегрированы с насосом шлангами. С цилиндрами они интегрируются низовой пульверизаторной частью, в которой рассчитаны маленькие дырки для лучшего впрыска горючего. Чтобы выставить ювелирную фазу впрыска, пускается в ход УОЗ.

Разновидности насосов

ТНВД бывают разного типа. Отличие заключается в их конструкции. Сегодня принято использовать 3 разновидности инжекторных насосов.

Распределительный тип насоса

Топливный насос Бош
Топливный насос Бош

Он комплектуется одним либо двумя плунжерами. Это целиком зависит от объёма силовой установки. Другими словами, чем объёмнее двигатель, тем больше топлива ему требуется.

Плунжеры такого насоса должны обслуживать все цилиндры силовой установки. Их может быть от 4 до 12. В сравнении с другими разновидностями ТНВД, распределительный насос легче и компактнее. При этом благодаря своей мощи, он может сформировать размеренную подачу горючего на всех типах двигателей.

Однако насос этого типа имеет и недостаток. Он заключается в невысокой надёжности, высокой чувствительности к механическим поломкам. Именно по этой причине распределительными ТНВД оснащают, как правило, исключительно легковые автомобили.

Распределительный насос использует различные виды привода. Всех их объединяет кулачковый тип. Наибольшая эффективность за торцевыми и внутренними передачами (ТП и ВП). Они лишены дополнительных нагрузок, производимых напором горючего на вал. Вследствие этого служат несколько дольше, чем насосы с внешним приводом.

К примеру, известные ТНВД от Бош и Лукас, распространённые в современном производстве, укомплектованы именно ВП или ТП. А вот наши устройства, изготовленные на заводах РФ, комплектуются внешним приводом.

ТП, применяемый в устройствах Бош, включает в состав главнейших звеньев плунжер с возможностями прогонять жидкость. Последний создаёт давление и распределяет горючее по топливным цилиндрам. Основная работа такого привода совершается за счёт вращательных и возвратно-поступательных перемещений.

ДействиеДополнительная информация
Возвратно-поступательное перемещение плунжераОсуществляется одновременно с вращением кулачковой шайбы. Опираясь на ролики, она перемещается вдоль неподвижного кольца по радиусу, то есть, как бы обегает его.
Воздействие на шайбу и возврат в исходное положениеВоздействие шайбы на плунжер обеспечивает высокое давление топлива. Возврат плунжера в исходное состояние осуществляется благодаря пружинному механизму.
Распределение топлива в цилиндрахПроисходит за счет того, что приводной вал обеспечивает вращательные движения плунжера.
Обеспечение величины подачи топливаВеличина подачи топлива может быть обеспечена с помощью электронного (электромагнитный клапан) или механического (центробежная муфта) устройства. Регулировка осуществляется за счет поворота на определенный угол неподвижного (не вращающегося), регулировочного кольца.
Цикл работы насоса Закачка порции топлива в надплунжерное пространство, нагнетание давления за счет сжатия и распределение топлива по цилиндрам. Затем плунжер возвращается в исходное положение и цикл повторяется заново.

ВП ставится в помпы роторной конструкции. К примеру, Бош VR, Лукас DPS, Лукас DPC. В таких системах снабжение и распространение бензина проводится за счёт плунжера и головки (она распределяет топливную жидкость).

ДействияДополнительная информация
Обеспечение процесса нагнетания топливаРаспределительный вал оснащается двумя противоположно-расположенными плунжерами, которые обеспечивают процесс нагнетания топлива, чем меньше расстояние между ними, тем выше давление топлива. После нагнетания давления топливо устремляется к форсункам по каналам распределительной головки через нагнетательные клапана.
Подача топлива к плунжерамОбеспечивает специальный подкачивающий насос, который может отличаться в зависимости от типа своей конструкции. Это может быть либо шестеренчатый насос, либо роторно-лопастной. Подкачивающий насос находится в корпусе насоса и приводится в действие приводным валом. 

Рядный ТНВД

Модель, оснащаемая плунжерными парами, размещёнными около друг друга. Именно по этой причине тип насоса и получил такое наименование. Численность пар строго согласовывается с количеством цилиндров определённого двигателя.

Рядный ТНВД
Рядный ТНВД

ПП такого насоса нашли место в корпусе, где предустановлены магистрали для поступления и освобождения жидкости. Пуск реализуется за счёт кулачкового механизма, связанного с КВШ валом (коленвал). Вращение идёт от него.

Вал такого насоса кулачковый, что означает направленное воздействие на толкатели. Плунжерные элементы, получаемые вращательное движение от такого вала, движутся внутри втулок ТНВД. Таким образом, обеспечивается поочерёдное открывание и закрывание отверстий (впуск/выпуск).

Вот как можно представить себе работу подробнее.

  1. Когда плунжерный толкатель движется вверх по втулке, это приводит к созданию давления, необходимого для открывания клапана. Топливная жидкость по нему идёт к конкретной форсунке.
  2. Когда толкатель движется вниз, имеет место обратный процесс.

Что касается момента подачи горючего и его количества, то это может воплощаться либо механизированным, либо электронным способом. Регулировка обязательна, так как без этого топливо, подающееся в цилиндры силовой установки, будет иметь хаотичный порядок движения. Напротив, если задействуется механический или ещё лучше, электронный тип регулирования, топливная жидкость начнёт поступать в зависимости от количества оборотов КВШ. Тем самым, обеспечится равномерное питание, которое будет усиливаться при повышении оборотов и уменьшаться, при их снижении.

Интересен принцип работы и в плане обеспечения раннего и позднего зажигания. Так, это осуществляется с помощью грузиков. Они или разветвляются к наружной зоне, или сдвигаются к штифту. Это зависит от центробежной силы, изменяющейся с повышением или уменьшением оборотов двигателя. Естественно, раннее зажигание предусмотрено на высоких оборотах, позднее – на низких.

Рядные ТНВД очень надёжны по сравнению с распределительными. Они обрабатываются маслом, поступающим из системы смазки силовой установки. Не являются привередливыми к качеству горючего, и не так чувствительны к механическим воздействиям. Может поэтому их устанавливают на грузовики, тем более что они чересчур громоздки. Это и является их единственным недостатком. На «легковушки» они не ставятся, хотя до начала этого тысячелетия устанавливались на некоторые дизельные моторы.

Насос магистральный

Магистральный топливный насос
Магистральный топливный насос

Преимущественно устанавливается на системы Коммон Райл с непосредственным впрыском. Обязательно наличие топливной рампы, в которой предусматривается скопление горючего перед его подачей в форсунки. Магистральный ТНВД способен выдавать более 180 Мпа топливной жидкости.

Различают несколько видов таких насосов. Отличие в количестве плунжеров. Магистральный насос управляет процессом подачи горючего с помощью жидкостного вентиля, открывающегося или закрывающегося с помощью электроники и подающего горючее по дозам.

ДействиеДополнительная информация
Подача топлива в камеруПлунжер перемещается вниз под действием пружины. В этот момент происходит расширение компрессионной камеры, за счет чего в ней снижается давление и образуется разряжение, которое заставляет открыться впускной клапан, через который топливо проходит в камеру.
Нагнетание топлива в рампуПоднятие плунжера сопровождается увеличением внутрикамерного давления и закрытием клапана впуска. При достижении давления, на который настроен насос, открывается выпускной клапан, через который топливо нагнетается в рампу.
Добавить комментарий