Как проверить обмотку стартера мультиметром и другими приборами

Как проверить обмотку стартера
Как проверить обмотку стартера

Пусковое устройство под названием стартер является одним из принципиальных узлов машины. Если пускатель перестаёт нормально функционировать, проблема отражается на запуске двигателя. Из этой статьи вы узнаете, как проверить обмотку стартера и другие элементы, а также – что следует предпринять.

Основные признаки неисправности пускателя

Эксперты пишут, что главные предпосылки для поломки пускового устройства находятся в АК, втягивающем реле и в обмотке. Последняя просто оплавляется, что приводит к замыканию.

Как проявляется проблемаПричина неисправностиМетод устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатываетНеисправна или полностью разряжена аккумуляторная батареяЗарядите батарею или замените
Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечникиОчистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрывЗамените тяговое реле
Обрыв в цепи питания тягового реле стартераПроверьте провода и их соединения в цепи между штекерами «50» стартера и выключателя зажигания
Не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажиганияЗамените контактную часть выключателя зажигания
Заедание якоря тягового релеСнимите реле, проверьте легкость перемещения якоря
При включении стартера якорь не вращается, или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает
Неисправна или разряжена аккумуляторная батареяЗарядите батарею или замените
Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечникиОчистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом или с выводом «минус» аккумуляторной батареиПодтяните крепления наконечников провода
Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтахЗачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износЗачистите коллектор, замените щетки
Обрыв или замыкание в обмотках статора или якоряЗамените статор или якорь
Замыкание щеткодержателя «положительной» щетки на массуУстраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается
Причина неисправностиМетод устранения
Разряжена аккумуляторная батареяЗарядите батарею
Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводовПроверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера «50» стартера
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового релеЗамените тяговое реле

Тестирование обмотки

Рекомендуется тестировать стартерную обмотку специальным прибором – дефетоскопом. Если его нет, то подойдёт лампочка на 220 В.

Чем грозит замыкание обмотки
Чем грозит замыкание обмотки

Принцип тестирования обмотки ничем не отличается от обычных проверок электрических элементов. Если в качестве прибора для измерения выбрана лампочка, то её следует подключить последовательно между корпусом пускового устройства и обмоткой. Иными словами, один вывод измерителя фиксируется на корпус, а другой – к выводу обмотки.

Тот вывод индикатора, который подключается к обмотке, нужно последовательно подключить сначала к одному, а затем – к другому выводу обмотки. Индикатор загораться не должен, иначе это будет свидетельствовать о наличии пробоя.

Проверить состояние обмотки пускового устройства можно также с помощью мультиметра. Прибором надо измерить сопротивление обмотки – должно быть в пределах 10 кОм. Мультиметр часто используется для проверки обмотки. Только нужно выставить прибор в режим мегомметра или прозвонки.

Как известно, в пусковом устройстве две обмотки – статорная и роторная. Выше было описано, как проверять обмотку на статоре. Что касается тестирования роторной обмотки, то проводится это так: контрольная лампа включается в электрозетку 220 В одним концом, а другим выводом – прикладывается к коллекторной пластинке. Также последовательно нужно приложить вывод контрольной лампы на сердечник. В случае загорания индикатора, перемотка обмотки неизбежна. Вероятнее также, потребуется полная замена ротора.

Таким образом, диагностика неисправностей обеих обмоток проводится с помощью различных приборов, которые при тестировании дают возможность определить замыкания и разрывы. Важно перед проверкой убрать все дефекты внешнего характера, зачищая поверхности мелкой шкуркой. Можно для зачистки использовать также болгарку, но аккуратно.

Подробная схема стартера
Подробная схема стартера

В процессе тестирования обмоток пускового устройства важно проверить также якорь стартера, на который нужно подать ток 12 В с АКБ напрямую, в обход реле. Можно считать, что с якорем устройства всё в порядке, если он начнёт крутить после такой подачи напряжения. Напротив, если пускатель никак не отреагирует на подачу напряжения, значит, проблема с якорем или щётками. Разборка пускового устройства поможет определить неисправность конкретно.

Как правило, основные сложности с якорем связаны бывают с пробоем обмотки на корпус (можно определить проверкой сопротивления — омметром), распайкой выводов коллектора (бывает видно при внешнем осмотре) и межвитковым замыканием.

Представляем видео о том, как проверить якорь стартера

О замыкании обмотки можно судить и по внешним признакам. Например, если просматриваются выгоревшие ламели, стружка и другие частички внутри обмотки, однозначно это свидетельствует о замыкании.

Добавить комментарий