Где находится топливный фильтр на карбюраторных и инжекторных авто
Топливный фильтр можно реально назвать главным «героем», стоящим на страже безопасности автомобиля. Где он находится, какие функции выполняет — обо всём подробно ниже.
Предназначение
Содержание
Гарантия работоспособности любой машины — принудительная очистка горючего. Любой двигатель, работающий на жидком топливе, обязательно требует наличие фильтра. Как правило, на современных автомобилях ставятся несколько очистителей.
Внутри фильтра используются такие материалы, которые задерживают прохождение частичек грязи, пыли и прочих твёрдых включений, отрицательно воздействующих на элементы ДВС.
На дизельных агрегатах, очень чувствительных к примесям, используется ещё и добавочный сепаратор, помогающий очищать солярку ещё и от воды. Работа такого фильтра базируется на принципе тяжести воды. Как известно, солярка легче её, поэтому в чистом топливе поплавок датчика утопает, а если смешивается вода, то буй стоит на поверхности, тем самым, посылая импульс на табло.
Разновидности
Принято делить современные фильтры на следующие.
- ФГО или предварительной очистки. Они не очень популярны для двигателей легковых авто, так как в конструкции устранение примесей поручено одному фильтру. По разным причинам деталь не всегда справляется со своими обязанностями на все 100%.
- ФТО или тонкой очистки. Самые распространённые фильтры. Они могут быть в корпусе или в виде фильтроэлемента, не содержащего металлической части.
- ТС или сепараторы.
Разница между ФГО и ФТО состоит в материале. В первом случае используется бумага, позволяющая задерживать частицы сора размером 75-100 мкрн. ФТО же способен задерживать примеси размером до 3-5 мкрн.
Если ФТО выполнены в виде фильтроэлементов, они всегда закрываются крышками и защищаются корпусом из термостойкого материала. Варианты с корпусом уже предусматривают защиту априори.
Бумага и другие фильтрующие элементы
В качестве основного фильтрующего элемента выступает бумага. Несмотря на общий технологический процесс, она лидирует среди всех фильтрматериалов, имея большие преимущества.
Бумага применяется не просто так, она складывается в виде гофры. Прессуется материал очень сильно, и в гармошке диаметром 100 мм может поместиться полотно размером более 1 метра.
Интересно, что в цене топливного фильтра расходы на бумагу составляют больше 60 процентов. По сути, удешевить конструкцию можно, но только в ущерб качеству!
Пропилен — материал будущего. Его стали активно использовать в последнее время. Он заслужил уже немало похвал со стороны автомобилистов.
Что касается мелкопористой металлической сетки, то она применяется в качестве материала для фильтров редко.
Местоположение
Самое логичное расположение фильтра — после бака, на отрезке между ним и ДВС. Однако у различных моделей авто расположение ТФ не всегда одинаковое. Например, у многих японских производителей фильтры принято устанавливать в едином корпусе с бензонасосом, а затем помещать в топливный бак. Однако, как считают российские эксперты, такая схема имеет недостатки, выражаемые в сложности замены (в большинстве случаях доступно только опытным автомеханикам в СТО) и дороговизне ремонта (выход из строя одной детали, влечёт за собой необходимость в общей замене).
Наоборот, в отечественном автопроме позаботились о замене и ремонте ТФ своими руками. ФТ ставится под капотом, что даёт возможность контролировать деталь и менять её легко и быстро. На более поздних модификациях ТФ прячется уже в заднюю балку.
Итак, наиболее распространёнными местами установки современных ТФ являются:
- ниша днища;
- задний бампер;
- топливный бак;
- подкапотное пространство.
Сепараторы и ФГО в некоторых случаях могут устанавливаться на раму авто.
Сегодня ещё используются карбюраторные системы. Несмотря на лучшую эффективность инжектора, автомобили с карбюраторным впрыском ценятся некоторыми любителями. В таких машинах ТФ располагается, как правило, на линии карб — бензобак. Схема очистки выполнена просто, используется один ТФ неразборного типа.
А где находится топливный фильтр на системах с точечным впрыском. Здесь чувствительность к различного рода загрязнениям высокая, система нуждается в качественной фильтрации до 5 мкрн. Корпус ТФ на автомобилях с форсунками выполнен из металла, нашёл место под днищем машины. Помимо всего прочего, ТФ инжекторных систем способен задерживать ещё и воду.
Что касается системы очистки в целом, то на инжекторе она многоступенчатая. Предварительная очистка осуществляется специальной сеточкой, которая находится на топливном заборнике резервуара. Только на многих автомобилях ячейки топливного резервуара чрезмерно малы, сетку в случая загрязнения почистить не удаётся.
ФТО на системах впрыска — следующая ступень. Этот фильтр в данном случае задерживает воду и мельчайшие частички сора.
На инжекторном ДВС обязана обеспечиваться достаточная степень фильтрации, иначе расход горючего увеличивается в разы, мотор функционирует крайне нестабильно, пуск усложняется.
В дизельных системах ТФ может располагаться на самом высоком месте, задерживая ещё и воздушные пузыри, мешающие подаче горючего. Всё это сделано неспроста, ведь современные дизели отличаются сложной и чувствительной системой фильтрации. Помимо ФГО и ФТО здесь используется сепаратор, фильтр-отстойник, фильтр для ТНВД. Некоторые автомобили имеют сигнальную лампочку на панели приборов, передающую информацию водителю, если внутрь фильтра попадает вода.
Как определить засорённый фильтр
Одно из самых важных правил — качество заливаемого в бак топлива. Чем больше в нём вредных примесей, мусора и воды, тем чаще будут сбои в работе ДВС. Настаёт день, когда ТФ просто не справляются с чрезмерными нагрузками, очистки топлива, поступающего из резервуара в мотор, не происходит.
Вот на какие признаки работы двигателя следует обращать внимание, чтобы определить засорённый ТФ.
- Неустойчивая работа ДВС в режиме ХХ. Тахометрная стрелка дёргается, упорно держится на высоких оборотах. Звуки работы двигателя нехарактерные, в них больше фальшивых нот. Возникает сильная вибрация, мотор может начать троить.
- Снижается мощность двигателя, практически полностью отсутствует тяга при ускорениях.
- Наблюдаются трудности с запуском. Явная нехватка горючего налицо.
Некоторые производители ТФ, чтобы как-то упростить жизнь автомобилиста, придумали элементы, наделённые контроллёром загрязнённости. Это удалось осуществить благодаря принципу теоретического и фактического давления. Сигнальная лампочка от такого ТФ выведена на приборную панель, что гораздо увеличивает комфорт пользования.
Разборные и неразборные ТФ
Полезно будет знать, что фильтры могут быть разборными и неразборными.
- ТФ со сменными элементами применяются гораздо чаще, так как это удобно и не требует больших затрат.
- Неразборные фильтры — удел дизельных моторов, имеющих водоотделитель.
Тип фильтра | Где устанавливается | |
---|---|---|
Фильтр-отстойник (присутствует не во всех автомобилях) | Обычно устанавливается под топливным баком недалеко от трубки, через которую поступает топливо. Проследите, как идет патрубок из бака, и вы найдете фильтр. | |
Фильтр тонкой очистки | Располагается под капотом автомобиля. Его легко найти по трубке, которая ведет в топливный насос. Фильтр стоит до него. | |
Фильтры тонкой очистки для инжекторных автомобилей | Устанавливаются недалеко от топливного бака. У некоторых моделей машин топливный фильтр установлен в самом баке. Это легко обнаружить, если проследить путь прохождения топливных шлангов. | |
Топливный фильтр дизель | Устанавливаются под капотом недалеко от насоса высокого давления. Найдите насос, и сразу возле него будет стоять фильтр. |