Как проверить исправность генератора автомобиля тестером (видео)
Эксплуатация автомобиля порой приносит владельцам различные сюрпризы, в том числе и неприятные. Из строя могут выходить устройства, о работоспособности которых мы даже не задумываемся. И купив дорогую иномарку, мы вовсе не избавляемся от проблем. В зону риска часто попадает генерирующее устройство. Зная, как проверить работу генератора своими силами, можно предотвратить капитальный ремонт.
О генераторе и проблемах
Содержание
Генератор – один из сложнейших и чувствительных в плане ремонта агрегат на автомобиле. По этой причине надо своевременно уметь определять неисправности устройства, чтобы предотвратить выход его из строя.
В первую очередь генерирующее устройство выполняет функцию рекуперации напряжения. Это позволяет АКБ перебрасывать заботу об электросистеме автомобиля на него, и не садиться за 1-2 часа.
Внимание. Правильная эксплуатация аккумуляторной батареи априори подразумевает тандем с генератором. Если последний четко и беспроблемно функционирует, то и АКБ прослужит 5-6 лет, не меньше. Владельцу надо будет лишь несколько раз подзарядить батарею, и все.
Ген или ГУ может выходить из строя по ряду причин. Имея несложное строение, ведь представляет он собой, по сути, электродвигатель с большей генерацией напряжения, для несведущего в технике человека, агрегат может представлять сложность в наладке.
Одна из самых частых поломок ГУ, безусловно, связана с подшипниками. Они обеспечивают ротору устройства беспроблемное вращение. Когда они выходят из строя, то заклинивают, и перестает вращаться шток. Последствия следующие: рвет ремень или того хуже.
Вторая по распространенности проблема с ГУ, это сгорание обмотки на индукторе или статоре. Происходит это от влаги, которая попадает внутрь и разъедает все. Как известно, внутри используется медная проводка, слишком чувствительная к влаге.
Третья по распространенности причина – выход из строя щеток. Встречается проблема довольно часто у владельцев, активно эксплуатирующих машину (частые разъезды на дальние расстояния и т.п.). Щетки банально изнашиваются от длительного хождения по дорожкам.
Реле таблетки выходит из строя тоже часто. Оно выполняет в генераторе функцию защиты от перезарядки. Если реле выходит из строя, то ГУ начинает автоматически перезаряжать аккумулятор, тратить лишнюю энергию, что в итоге приводит к быстрой порче гена.
Простые способы диагностики
Существует целый ряд разнообразных методов, которые помогают определить конкретные неисправности генерирующего устройства. Рассмотрим для начала самые простые.
На иномарках, как правило, установлен бывает бортовой компьютер. Он следит за всей автомобильной системой, позволяет выявить слабые узлы и механизмы. Если такой БК в машине присутствует, то неполадки генератора можно увидеть в сообщениях, которые в течение нескольких секунд появляются на экране.
Код ошибки отправляется в автосервис или вбивается в специальную строку на сайтах определенных моделей авто, чтобы узнать конкретную причину неисправности. Все просто.
В некоторых случаях БК просто выдает сообщение: посетите диагностический центр. Естественно, тут следует не тянуть и ехать немедленно.
Если нет БК, то его заменит контрольная лампочка на приборной панели. Индикатор со значком АКБ светится только тогда, когда функцию обеспечения током выполняет одна лишь батарея. Как только мы заводим двигатель, лампочка тухнет, что свидетельствует о передаче функции обеспечения питания автоэлектросети генератору. Значок продолжает мигать, значит, с генератором не все в порядке.
Вот еще масса симптомов, указывающих на проблемы с генератором:
- Шумит ГУ при параллельном задействовании оптики, кондиционера и других электрических потребителей;
- Аккумулятор постоянно разряжается, хотя проверка его состояния дает положительный результат;
- При «прогазовке», когда включена передняя оптика, слышен сильный шум;
- Запах горелого в салоне часто свидетельствует о пробое генератора;
- После длительной поездки, преимущественно вечером, корпус генерирующего устройства становится очень горячим на ощупь;
- На ХХ агрегат издает посторонние шумы и гул;
- В процессе работы из генератора вылетают искры и заметны прочие световые эффекты.
Описанные выше способы проверки гена являются поверхностными. Они не дадут точных показаний, однако их вполне достаточно, чтобы посетить сервис обслуживания и узнать конкретную причину.
Видео о том, как проверить АКБ и генератор
Проверка измерителями
Как и говорилось выше, для проверки генерирующего устройства или ГУ используется либо мультиметр, либо вольтметр.
Таблетка
Для тестирования регулятора (таблетки), нужно будет вооружиться вольтметром, показывающим значения 0-15 В.
Вот как это делается:
- ДВС заранее прогревается на средних оборотах и с включенной оптикой (примерно 20 минут);
- Замеряется ток между клеммами массы ГУ и вывода «30».
Внимание. Нормальная величина тока должна равняться примерно 14 В (для «восьмерки»). Посмотреть рекомендуемые значения для каждого определенного автомобиля можно в технической документации.
Проверка регулируемого напряжения осуществляется так:
- Прибор подключается к выводам аккумулятора;
- Двигатель заводится и функционирует в нормальном режиме;
- Снимается показатель (он обязан быть таким же, как заводские данные).
Диодный мост
Чтобы проверить ВБ или диодный мост:
- Вольтметр ставится в режим измерения постоянного тока;
- Щупы подключаются к корпусу и выводу «30»;
- Снимается напряжение.
Внимание. Показания измерительного прибора обязаны быть равными половине ватта. Иначе, скорее всего, вышли из строя диоды.
Пробой на массу:
- Для проверки пробоя АКБ следует в обязательном порядке отключить;
- Дальше скинуть провод с генерирующего устройства, который идет на вывод «30»;
- Вольтметр подключается между выводом «30» и снятым проводом ГУ.
Внимание. Смотрим на показания: если напряжение выше 0,5мА, есть пробой в мосту или изоляции ВБ.
Проверка силы вольтажа отдачи:
- Берется спецзажим (идет как добавка к прибору-измерителю);
- Оцепить им провод, идущий к выводу «30»;
- Запустить мотор и оставить его работать на высоких оборотах;
- Снять напряжение с каждого включенного потребителя электросети автомобиля и записать сумму всех данных;
- Одновременно включить все потребители, снять напряжение.
Результат в обоих случаях не должен отличаться. Некоторые расхождения допускаются, но не более чем на 5А в меньшую сторону.
Мультиметр во время тестирования диодного моста можно установить и в режим звукового сигнала. Замер напряжения проводится, как и в вышеописанном случае, для каждого элемента по отдельности. Звук при этом должен идти только в одном направлении. Если звук слышится при обратных замерах или прямом измерении, диод неисправен.
Проверка ВО
Проверка возбуждения:
- Запускается мотор;
- Задаются высокие обороты;
- Измерительный щуп (зажим) цепляется за провод, который соединен с клеммой «67».
Показания тестомера должны соответствовать 3-7А. Таким образом, можно проверить только напряжение, достаточное для возбуждения.
Что касается тестирования ВО (обмотки):
- Снимаются щеткодержатель и таблетка;
- Зачищаются контакты;
- Визуально проверяется обмотка на обрывы и замыкание;
- Щупы измерительного прибора подключаются к контактам, снимается напряжение.
Внимание. Ток на выходах не должен быть выше или ниже значений 5-10 Ом.
Тестирование омметром проводится также следующим образом: один щуп на контакт, другой – на статор. В данном случае прибор должен показать бесконечность. Если нет – ВО замыкает на массу.
Статор
Проверяется следующим образом:
- Щупы прибора соединяются с выводом обмотки и корпусом;
- Снимаются показания.
Если показания тока не доходят до 50 килоом, то это доказательство статорного пробоя. Определить пробой элемента можно и визуально. Достаточно обратить внимание на прогары и иные заметные дефекты.
Более подробно о том, как проверить ген в видео
https://youtu.be/Sn-cawDacAE
Важные рекомендации
Проверяя работающий генератор, надо быть аккуратным и внимательным. Рукава и прочие детали одежды не должны свободно свисать, так как могут легко попасть в шкив и нанести опасную травму.
Еще несколько важных рекомендаций для владельца авто, решившего научиться, как проверять генератор самостоятельно:
- Нельзя диагностировать агрегат, используя метод КЗ – другими словами, на искру;
- Запрещено соединять выход «30» с кузовом автомобиля;
- Проводить диагностику генератора следует с помощью измерительных приборов – вольтметра или амперметра;
- Если меняется проводка, обеспечивающая генератор током, то нужно подбирать кабеля штатного (аналогичного) сечения и размера;
- Перед тестированием генерирующего устройства, рекомендуется убедиться в работоспособности всех соединений, особенно уделяя внимание натяжению ремня.
Внимание. Правильно натянутый ремень прогибается не более чем на 10 мм, если на него оказывается усилие 10 кгс.
Видео о проверке генератора мультиметром
https://www.youtube.com/watch?v=Sn-cawDacAE
Проверить исправность ГУ можно разными способами. Главное – это делать периодически, чтобы предотвратить полный выход устройства из строя и не дать неисправности перейти на другие, более важные элементы автомобиля.