Как смазать подшипник генератора или заменить его
Шумит генерирующее устройство – такое явление знакомо многим автомобилистам. Причина в подшипниках, которым не хватает смазки. Большей частью их просто нужно бывает заменить. Узнайте, как смазать подшипник генератора или заменить его.
Если подшипники смазываться не будут своевременно, то последствия могут оказаться гораздо плачевнее, чем можно предположить.
Удостовериться, что фактором появления шума стали именно подшипники, а не другие узлы, поможет «прогазовка». Если свист усилится, то это лишний раз докажет неисправность генераторных подшипников.
Виды смазок
Содержание
Всегда следует помнить о том, что любая замена подшипников обязана сопровождаться сменой смазочного материала. И надо знать, что для каждого типа подшипника предусмотрена конкретная смазка.
ЦИАТИМ или ОКБ – самые распространенные варианты смазок, используемые российскими автовладельцами.
Важно понимать, что при выборе смазочного материала надо первоочередно обращать внимание на такие вещи, как вязкость, присадки, сгуститель и многое другое.
К примеру, если подобрать смазку неправильно по вязкости, то при определенной температуре окружающей среды, она окажется не эффективной. Кроме того, вязкость имеет прямое значение и конкректно для рабочей температуры.
То же самое можно сказать про состав смазки. Она может быть устойчива к окислению, быть износостойкой или нет, иметь много или мало присадок. Все это имеет большое значение.
Выбор смазки по шагам
Вот как осуществляется подбор подшипниковой смазки.
Сначала подбирается вязкость. Ее параметры – важнейшее свойство смазки. В генерирующих автомобильных устройствах и электромоторах, как известно, применяются подшипники качения. Для того чтобы определить конкретный тип смазывающего материала для них, принято использовать проверенные способы, подразумевающие амплитуду вращения деталей или DN. Вычислив ее, а затем и рабочую температуру, можно по этим параметрам узнать данные из спецтаблицы.
Второй шаг – определить присадки. Они являются обязательными компонентами любого смазочного материала. К примеру, для подшипников с высокой скоростью вращения принято не использовать противозадирные присадки или клейкие масла. И наоборот, если подразумевается открытая зубчатая передача, то использование таких присадок — необходимое условие. Присадки – это компоненты, в разы повышающие эффективность смазки. Но они должны быть подобраны с учетом требований.
Чтобы ознакомиться с главными требованиями по присадкам, да и вообще смазкам, рекомендуется пролистать API.
Третий шаг – плотность. Этот параметр также важен, как и два предыдущих. По плотности смазки можно судить о концентрации загустителя, вязкости и многом другом. Для определения плотности смазки используют шкалу, разработанную институтом NGLI.
Все эти три параметра важно учитывать при выборе смазки для подшипников. Не следует придерживаться мнения, что это всего лишь масло, и любой состав будет смазывать трущиеся поверхности.
Смазка должна обязательно подбираться по вышеописанным условиям. Приходится учитывать температуру, скорость, нагрузку и воздействие химии.
Солидол, по мнению большинства экспертов, по современным меркам, для смазки генераторных подшипников непригоден. С другой стороны, никто и не запрещает, ведь подходит для этих целей любая консистентная смазка: литоловая, фиоловая и т.д. Главное – помнить о том, что было написано выше – смазка тоже материал, и имеет свой срок использования и степень эффективности.
Консистентными составами смазываются подшипники качения, а вот подшипники скольжения, находящиеся, к примеру, внутри моторчика отопителя или стеклоочистителя – только жидкими составами.
Тип смазки | Вязкость базового масла (40°С), сСт | Скоростной фактор (NDM) |
---|---|---|
Низкая скорость, высокое давление, промышленная смазка | 1000-1500 | 50000 |
Средняя скорость, высокое давление, смазка для промышленных подшипников | 400-500 | 200000 |
EP, NLGI #2, универсальная смазка | 100-220 | 600000 |
Высокая скорость, высокая температура, смазка длительного действия | <70 | 600000 |
Высокая скорость, смазка длительного действия | 15-32 | >1000000 |
Рабочая температура | DN (скоростной фактор) | Класс по NGLI* |
от -30 до 100°F (от -34,4 до 37,7°С) | 0-75000 | 1 |
75000-150000 | 2 | |
150000-300000 | 2 | |
от 0 до 150°F (от -17,7 до 65,5°С) | 0-75000 | 2 |
75000-150000 | 2 | |
150000-300000 | 3 | |
от 100 до 275°F (от 37,7 до 135°С) | 0-75000 | 2 |
75000-150000 | 3 | |
150000-300000 | 3 | |
* Зависит от других факторов, таких как тип подшипника, загустителя, вязкость и тип базового масла | ||
Влияние состояния подшипника на выбор вязкости базового масла
ISO VG (сСт@40°С) | Область применения | Нагрузка | Скорость | Маслоотделение* | Перекачиваемость* |
---|---|---|---|---|---|
22 | Быстроходные шпиндели | Низкая | Высокая | Высокая | Высокая |
100 | Большие высокоскоростные электродвигатели | Низкая | Высокая | Высокая | Высокая |
150 | Колесные подшипники | Низкая | Высокая | Высокая | Высокая |
220 | Бумагоделательные машины, индустрия | Низкая | Высокая | Высокая | Высокая |
460 | Сталепрокатные станы | Низкая | Высокая | Высокая | Высокая |
1000 | Горно-шахтное оборудование | Низкая | Высокая | Высокая | Высокая |
1500 | Низкие скорости, тяжелые/ударные нагрузки | Низкая | Высокая | Высокая | Высокая |
* На сепарацию и перекачиваемость масла также влияет плотность смазки и тип загустителя | |||||
** Стрелками показана направленность. |
Тип подшипника | Относительный срок службы смазки |
---|---|
Однорядный шариковый подшипник с глубоким желобом | 1 |
Однорядный радиально-упорный шариковый подшипник | 0.625 |
Самоустанавливающийся шариковый подшипник | 0,77-0,625 |
Упорный шариковый подшипник | 0,2-0,17 |
Однорядный цилиндрический роликовый подшипник | 0,625-0,43 |
Игольчатый роликовый подшипник | 0.3 |
Конический роликовый подшипник | 0.25 |
Сферический роликовый подшипник | 0,14-0,08 |
Смазка и замена подшипника
На самом деле замена не представляет особой сложности. 4 крепежных элемента на генерирующем устройстве надо открутить, агрегат располовинчить. В генераторе находится два подшипника: один задний, другой – передний.
Меньше задний подшипник. Чтобы его смазать, надо снять с него аккуратно крышку, а после смазывания поставить ее на место. С передним подшипником уже придется повозиться. В частности, для того чтобы добраться до него, следует демонтировать шкив, ротор зажать в тиски, а затем вывернуть крепежную гайку.
Внимание. Эта гайка снимается очень тяжело. Чтобы облегчить процесс демонтажа, рекомендуется смазать гайку составом ВД 40 и прождать некоторое время. Поможет также аккуратное простукивание молотком по всему периметру крепежа.
Сложность вызовут также болты передней крышки. Они со временем прикипают к мягкому металлу, и открутить их бывает крайне неудобно.
Желательно при разборе переднего подшипника иметь с собой съемник.
После того, как все крепежные элементы демонтируются, надо снять крышку и смазать маслом, затем – все собрать в обратном порядке. Смазывать нужно не всю полость подшипника полностью, а лишь на 90 процентов. Если не придерживаться этого, то при работе большое количество смазки нагреется, соответственно, расширится и потечет.
Подробнее о снятии генератора:
- Отсоединяется фишка от генератора;
- Болт клеммы АКБ откручивается;
- Убирается в сторону вся проводка, чтобы не мешала;
- Снимается ремень;
- Выворачиваются болты, фиксирующие генерирующее устройство;
- Агрегат легче снять сверху.
Дальше идет разборка:
- Ротор или индуктор устройства фиксируется в неподвижном состоянии;
- Головкой откручивается шкив гена;
- Снимаются 4 крепежа, держащие корпус устройства;
- Передняя крышка выбивается с места молотком (аккуратно);
- Снимается задний подшипник, затем передний.
Внимание. О недостаче смазки в подшипнике можно судить по сухости и блеску внутри. Если же осталось немного старой смазки, уже высохшей, то полость следует от нее хорошенько очистить. Чистый подшипник обязан вращаться без каких-либо заеданий или люфтов. В противном случае – замена на новый элемент.
Вообще, высыхание смазки является основной причиной выхода подшипников из строя. Так называемые «сухарики» — обычное явление для подшипников, эксплуатируемых долгое время. Лучше будет не просто заменить смазку, а сами подшипники обновить.
Случается и такое. Заклинивает генерирующее устройство. После разбора становится ясно, что «полетела» пластиковая втулка, держащая задний подшипник. Это происходит из-за чрезмерной нагрузки на генератор. В этом случае также рекомендуется заменить оба подшипника. Ну и естественно, втулку.
Крышкой подшипника принято называть защиту. Она металлическая, снимается путем поддевания за ее край чем-нибудь тонким. Особых сложностей при снятии возникать не должно.
Бывают и пластмассовые защиты. Как правило, с ними справляться легче. Пластиковая крышечка режется по кругу ножом.
Защита подшипника бывает и типа сальника – металлорезиновая. Тоже поддевается за металл или резинку тонким ножом или шилом. Тут важно не повредить резиновый материал, снять без деформации. После закладывания внутрь определенного количества смазки, сальник ставится обратно в свою канавку.
Итак, желательно чтобы замена подшипника осуществлялась каждый раз после высыхания смазочного состава. Тем более что стоят новые элементы недорого.
Примерно, 600 рублей цена на SKF, Валео подшипники для генераторов Фольксваген. 600 рублей – стоимость переднего подшипника, задний еще дешевле – 200 рублей.
Для генератора Бош (узкий ремень) подходит передний подшипник от ВАЗ-2110, задний – от ВАЗ-2101.
В процессе замены генерирующего устройства, рекомендуется заодно осмотреть диодный мост, состояние щеток и ротора, обмотку.