Про болты крепления маховика
Маховик в автомобиле играет очень важную функцию, так как от него зависит регулировка оборотов двигателя. Именно поэтому, закреплен он должен быть прочно и правильно. Какими обязаны быть болты крепления маховика, узнаем из статьи.
Основные правила, касающиеся фиксационных болтов маховика
Содержание
Ознакомимся с ними:
- первоочередно, болты этого узла должны быть хорошенько зашплинтованы;
- облегать шплинт обязан весь торец болта;
- сами гайки болтов обязательно должны затягиваться равномерно и крест-накрест, тем самым, исключая какие-либо слабинки;
- момент затяжки 14-15 кгс-м;
- прилегание маховика к оконечности коленвала плотное, без разрывов (это даже специально проверяется – вводится щуп на 0.05 мм, который не должен входить сквозь зазор).
Кроме того, фиксация крепежей производится последовательно. Сначала предварительная затяжка мом. 14-15 кгс-м, затем финишная мом. 15-17 кгс-м.
Интересный момент. Биение раб. зеркала (поверхности) маховика и оконечности коленвала проверяется: на оптимальных точках поверхности касательно коленвальной оси значение не должно быть больше 0.25 мм.
Что касается болтовых дырок, то они тоже имеют свой предел, измеряемый степенью изношенности. Так, эта степень не должна превышать, например, на грузовике ЗИС-120, больше 14 07мм. Если отверстия чересчур разболтались, то они развертываются под ремонтразмер. Процедура проделывается обязательно в сборе с коленвалом.
«Оживление» изработанных болтотверстий, к примеру, на отечественных грузовиках Зил-30, Газ-52 и 53, с помощью постановочной втулки выглядит следующим образом:
- отверстия растачиваются на токарном станке (винторезный);
- после чего запрессовывается ремонтная втулка до упора;
- растачивается отверстие во втулке;
- снимается фаска;
- болты ставятся увеличенного размера;
- в конце проводится контроль работы коленвала.
Контроль – это проверка нормальной работоспособности вала и проверка биения. Вал осматривается на отсутствие трещин, задиров и забоин на зеркале. Среди распространенных неисправностей коленвала принято выделять износ шатунов и коренных шеек.
Биения могут считаться допустимыми, если не превышают 0.1 мм с учетом износа.
Маховичные крепежи имеют свой момент затяжки резьбосоединений. Конкретные значения зависят от модели автомобиля. К примеру, для Ваз 2106 момент затяжки болтов равен 60.96-87.42, болт размером М10х1,25.
Между внутренних зеркал болтов-фиксаторов маховика и отверстиями зазор не должен превышать 0070 мм. Другими словами, его практически вообще не должно быть, фиксаторы обязаны сидеть плотно.
Полезно будет знать, что один из болтов-фиксаторов маховика немного смещен по окружности. Это сделано специально – чтобы обеспечить конкретное обоюдное положение маховика и коленвала. Следуя из этого, нужно ставить маховик так, чтобы все отверстия узла и окончания коленвала совпадали. Как этого добиться? Эксперты рекомендуют шарик, запрессованный в венец маховика, ставить под углом в 20 градусов по отношению к оси коленвала.
Как затягивать болты
Внимание. Плохо и недостаточно закрепленные болты маховика грозят большими проблемами для автомобилиста!
Представим себе такую ситуацию. Едем на трассе, захотелось погазовать. Если фиксация будет слабой, то хотя звук выхлопа и будет напоминать спортивный болид, двигателю конец. Возможно, придется проводить капитальный ремонт, ведь слабая натяжка станет причиной срывания болтов, с дальнейшей порчей других элементов мотора.
Считается, что болты маховика не стоит смазывать при затяжке, так как графитовая смазка имеет средний диапазон рабочих температур. Максимальное значение в плюсе составляет 60 градусов. Получается, что при высоких температурах, смазка просто не выдержит.
Хотя некоторые все же рекомендуют использовать графитовые смазки, а для еще большей прочности затяжки – ставить шайбы особого типа, угол которых загибается в конце фиксации.
Графитовая смазка или герметик фиксирующий, наносится для того чтобы болты не выкрутились под нагрузкой. Место это ответственное, нагрузки большие. Герметик можно купить в любом автомагазине. Как правило, маленького тюбика будет достаточно, чтобы обработать все соединения.
Крепление маховика лучше всего проводить динамометрическим ключом, обеспечивающим точность момента. Вороток при закручивании болтов маховика использовать не рекомендуется, так как это грозит срывом резьбы. Он может понадобиться только при откручивании.
Что касается шайб, то использовать специальные тоже не всегда обязательно. Под болтом изначально стоит заводская шайба, возможностей которой вполне хватает для удержания болта.
Как снимаются болты маховика
Отворот сильно затянутых соединений желательно осуществлять с помощью воротка (лучше короткий), молоточка и торцевого ключа.
Процедура демонтажа болтов, и собственно, маховика, выглядит следующим образом:
- обесточивается аккумуляторная батарея машины;
- из КПП сливается масло;
- демонтируется стартер;
- демонтируется коробка;
- разбирается муфта.
Таким способом обеспечивается свободный доступ к маховику и его болтам.
Продолжаем:
- маховик фиксируется от проворачивания длинной отверткой или монтировкой (своим концом вдевается между зубьями венца маховика);
- откручиваются все болты (с последним болтом снимается также опорная шайба);
- далее снимается маховик.
Отворачивать болты желательно сначала на 2-3 оборота
После снятия, болты и отверстия тщательно осматриваются.
Таблица моделей болтов на иномарки
Модель крепежа | Описание | Аналоги | Примерная стоимость оригинала |
---|---|---|---|
Болт маховика автомобиля Вольво | • Длина [мм]: 19,5 • Внешняя резьба [мм]: M10 x 1 • Качество / класс: 12.9 • Профиль головки болта: Внешний шестигранник • Сторона установки: со стороны коробки передач • Вес [кг]: 0,024 | Болт маховика SACHS– 300 рублей, болт маховика SWAG – 70 рублей | 600 рублей |
Болт маховика Форд (FORD) | • Длина [мм]: 19,5 • Внешняя резьба [мм]: M10 x 1 • Качество / класс: 12.9 • Профиль головки болта: Внешний шестигранник • Сторона установки: со стороны коробки передач • Вес [кг]: 0,024 | Болт маховика, JP GROUP, FEBI BILSTEIN, QH Talbros, QUINTON HAZELL TOPRAN | 500 рублей |
Болт маховика Мерседес-Бенц (MERCEDES-BENZ) | • Размер резьбы: M16 • Шаг резьбы [мм]: 1,5 • Длина [мм]: 74 • Момент затяжки [Нм]: 210 • Ширина зева гаечного ключа: 19 • Класс прочности: 10.9 • Вес [кг]: 0,14 | Болт маховика FEBI BILSTEIN, TEMPLIN, LEMFORDER, DT, ELRING | - |
Болт маховика Мерседес-Бенц (MERCEDES-BENZ) | • Размер резьбы: M14 • Шаг резьбы [мм]: 1,5 • Длина [мм]: 60 • Момент затяжки [Нм]: 125 • Ширина зева гаечного ключа: 12 • Класс прочности: 10.9 | Болт маховика FEBI BILSTEIN, DT | - |
Болт маховика ДАФ (DAF) | • Размер резьбы: M16 • Длина [мм]: 60 • Ширина зева гаечного ключа: 21 • Класс прочности: 10.9 • Вес [кг]: 0,137 | Болт маховика DT | |
Болт маховика Мерседес-Бенц (MERCEDES-BENZ) | • Длина [мм]: 41,5 • Внешний диаметр [мм]: 13,95 • Внешняя резьба [мм]: M14 x 1,5 • Длина резьбы [мм]: 15 • Качество / класс: 12.9 • Поверхность: фосфорированный • Вес [кг]: 0,05 | Болт маховика FEBI BILSTEIN, DT | |
Болт маховика Мерседес-Бенц (MERCEDES-BENZ) | • Длина [мм]: 86 • Внешняя резьба [мм]: M16 x 1,5 • Длина резьбы [мм]: 55 • Качество / класс: 10.9 • Длина резьбы [мм]: 19 • Материал: сталь • Поверхность: фосфорированный • Длина [мм]: 73 • Вес [кг]: 0,142 | Болт маховика TRUCKTEC AUTOMOTIVE, PE Automotive, TEMPLIN, LEMFORDER, FEBI BILSTEIN, DT, ELRING | |
Болт маховика EVOBUS | • Длина [мм]: 26 • Внешняя резьба [мм]: M12 x 1,5 • Ширина зева гаечного ключа: 22 • Профиль головки болта: Внешний шестигранник • Вес [кг]: 0,043 | Болт маховика TEMPLIN, LEMFORDER, DT, FEBI BILSTEIN | |
Болт маховика МАН (MAN) | • Длина [мм]: 73 • Внешняя резьба [мм]: M16 x 1,5 • Качество / класс: 10.9 • Ширина зева гаечного ключа: 19 • Вес [кг]: 0,14 | Болт маховика TRUCKTEC AUTOMOTIVE, SAMPA, PE Automotive | |
Болт маховика Фольксваген (VOLKSWAGEN) | • Длина [мм]: 19 • Внешняя резьба [мм]: M10 x 1 • Качество / класс: 12.9 • Сторона установки: со стороны коробки передач • Вес [кг]: 0,025 | Болт маховика SWAG | |
Болт маховика Ауди (AUDI) | • Длина [мм]: 19 • Внешняя резьба [мм]: M10 x 1 • Качество / класс: 12.9 • Сторона установки: со стороны коробки передач • Вес [кг]: 0,025 • необходимое количество: 10 | Болт маховика FEBI BILSTEIN |