Что собой представляет маховик задвижки
Задвижка клиновая представляет собой конструкцию, перекрывающую и открывающую рабочий орган, совершающий определенные движения. Клиновые задвижки (КЗ) регулируют расход жидкости или газа. В качестве комплектующих в задвижки устанавливаются либо маховики, либо электропривод, позволяющий управлять механизмом удаленно и имеющий невидимый шток.
Запорная арматура или клиновая задвижка
Содержание
В некоторых случаях задвижку принято называть также запорной арматурой. Сегодня широко применяется это устройство при транспортировке жидкостей, например, на автомобилях-цистернах. Также применяются данные приспособления широко в других областях человеческой деятельности. Например, без этого устройства невозможно представить себе перекачку газа. Из-за этого КЗ широко используются и в нефтяной отрасли.
В экстремальных ситуациях и авариях именно благодаря клиновым задвижкам удается остановить приток горючих смесей.
Принцип функционирования, разновидности, маховик
Запирающий компонент в КЗ выполнен в виде остроконечного триклина. Элемент становится узким в конечной части, запирая совместно 2 седла задвижки, расположенные взаимно.
Закон работы КЗ довольно прост. Располагаясь в верхней зоне, клин не действует, рабочая жидкость (среда) непринужденно идет по трубопроводу в систему. Когда же клин опускается, свободный ход, соответственно, перерезается, закрывая доступ в систему.
Регулирование запоркой проводится путем ввинчивания или отвинчивания вала с резьбой. Затвор соединяется с валом при помощи гайки. Сдвигаясь вверх или вниз, вал с резьбой тянет и клин. То или другое движение валу передается от маховика (если управление ручное), либо от привода.
Различают два вида клинзадвижек: малые и большие. Если в больших задвижках размер трубного диаметра и размер манжет является одинаковым, то в малых — калибр сальников меньше.
Помимо этого, клиновые задвижки могут быть с выдвижным либо невыдвижным шпинделем.
Как сами задвижки, так и затворы могут использоваться разные. Так, в клиновых задвижках применяемы несколько типов затворов, начиная от жестких и заканчивая упругими. Полезно будет рассмотреть их характеристики подробнее:
- Клин жесткий представляет собой монолитную составляющую, поставленную так, чтобы максимально плотно прилегать к седлам. К минусам этого типа относят частые заклинивания и трудность регулировки.
- 2-дисковый клин – это деталь с несколькими компонентами, сшитыми друг с другом. Встав под углом, они таким способом образуют клин.
- Упругий клин – это тоже сведенные друг с другом диски, хотя фиксация здесь осуществляется подвижным способом. Такая конструктивная особенность дает возможность добиться отменной герметичности, чему причиной становится очень плотное прилегание клина к седлам. Упругий клин наименее всех остальных типов подвержен поломкам.
Состоит задвижка клиновая из следующих компонентов:
- самого корпуса с маховиком;
- шпинделя;
- клина.
Маховик запорной арматуры, установленный в маслокоммунникационных проводках или на линии всасывания резервных и аварийных маслонасосов, должен быть в обязательном порядке опломбированный.
Монтаж, неполадки
Задвижки могут быть установлены из разных материалов. Конечно же, от его качества зависеть будет во многом, как будет функционировать устройство. Однако немаловажное значение имеет также грамотный монтаж задвижки и соблюдение норм эксплуатации.
Независимо от того, к какому типу задвижек относится конкретная модель, типовой перечень условий правильной инсталляции и эксплуатации должен быть одинаковым.
Особенно важно проверять работоспособность устройства еще до монтажа. Первоочередное внимание уделяется комплектности задвижки, целостности корпуса, наличия маркировки и пломбирования.
Перед тем, как устанавливать задвижку, необходимо осуществить следующее:
- проверить комплектность устройства;
- осуществить тщательный осмотр на наличие каких-либо повреждений корпуса;
- проверить наличие пломбы и маркировки;
- провести диагностику внутренних компонентов устройства, включая обязательно проверку уплотнительных манжет.
Особое значение имеет проверка маховика. Она должна осуществляться путем вращения. Если затвор при вращении маховика перемещается плавно, то никаких проблем с ним, видимо, нет.
Ни в коем случае нельзя транспортировать задвижку за маховик, так как это грозит порчей механизма.
Установка проводится так:
- сначала проверяется грамотность монтажа прокладки;
- затем задвижка с помощью стропального механизма устанавливается на линию в предусмотренном месте;
- равномерно осуществляется затяжка (надо сделать так, чтобы не было перекосов и перетяжек);
- после этого диагностируется состояние затяжки фиксаторов-соединителей;
- проводится опрессовка системы задвижка-трубокоммуникация, в соответствии с техтребованиями.
Как правило, неисправности задвижек принято делить на две группы: проблемы с маховиком и более сложные. Проблемы с маховиком устраняются без закрытия подачи рабочей среды. Для того чтобы устранить эту неполадку, чаще всего, регулируют правильность фиксирования маховика на шпинделе.
К примеру, если маховик плохо функционирует из-за сточки граней квадратного конца шпинделя, маховик придется демонтировать с родного места. Затем напильником выделять новые грани, если позволит длина шпинделя.
Внимание. Если маховик фиксируется не на шпинделе, а на ходовой гайке, между, вставляется шпонка нужного размера. Однако, если эта самая шпонка выпадет или срежется по ходу работы, маховик начнет проворачиваться. Неисправность регулируется путем вставки в шпоночную канавку самодельной шпонки из металлической проволоки (можно вставить просто гвоздь, правленный напильником).
В некоторых случаях маховик просто разбивается. По остаткам детали подбирается инструмент, маховик снимается, ставится новый.
И еще одна распространенная неисправность бывает связана с уплотнителем. Проблему можно устранить равномерным попеременным закручиванием фиксационных крепежей.
Можно сделать также так: закрутить предварительно маховик до предела, поверить, насколько перекрыта задвижка. Если течь сильная, то добавляется набивка.