Стартер Газ-3309
Этот грузовик производился ещё со времен СССР. В РФ стали уже выпускать дизельную модификацию под названием ММЗ Д-245. Она имеет несколько различных версий. Самая популярная модификация оснащена двигателем на 125 л. с. Очевидно, что стартер Газ 3309 должен быть мощным, чтобы отвечать всем потребностям дизельной системы автомобиля.
Устройство и принцип действия стартера
Содержание
Родной стартер Газ-3309 имеет в основе электродвигатель постоянного тока. На передней его части расположен бендикс, который в момент запуска входит в зацепление с маховиком. Перемещение обгонной муфты обеспечивается за счёт втягивающего реле. Оно установлено на корпусе стартера.
Втягивающее или тягущее имеет две обмотки.
- Первая обмотка сразу подключается при повороте ключа в замке зажигания. Благодаря ей перемещается шток. После срабатывания реле он сдвигает пятак или контакт. Тем самым, происходит замыкание соединений. Двигатель запускается.
- Вторая обмотка задействуется одновременно с двигателем. Её главная функция — удерживать шток в состоянии втянутости, пока ключ находится в положении старта.
Признаки и характерные неисправности
Известно несколько симптомов, указывающих на различные повреждения, связанные со стартером.
В момент запуска двигателя слышен треск или скрежет
Чаще такое бывает из-за ослабленного крепления стартера к двигателю. Проверить это можно рукой, пошатав устройство. Если оно неплотно сидит, надо хорошенько затянуть гайки. Если последние не затягиваются — заменить болты, на которых, скорее всего, истёрлась резьба. После этого надо проверить работу — неприятный шум при заводе мотора должен исчезнуть.
Этот же признак может указывать на плохое перемещение бендикса. Он просто не встаёт на место из-за заросшего грязью приводного вала. Чтобы устранить неисправность, надо демонтировать стартер, очистить вал и смазать его качественной смазкой. Затем проверить ход шестерни — заеданий быть не должно. Виновницей может стать и направляющая вилка — она ломается или деформируется.
Третья причина шума — заедает венец маховика. Скорее всего, на нём истёрлись зубья. Это надо обязательно проверить. Не подлежащий ремонту маховик заменить. Восстановление же подразумевает сбивание старого, испорченного венца и горячая напрессовка нового. В некоторых случаях помогает переворачивание венца.
Сильный лязг и металлический звон при работающем двигателе
Первое — сломанный клюв (передняя часть) стартера. Происходит такое из-за слабого или неправильного крепления стартера к колоколу сцепления. Не исключён брак в процессе отливки изделия или чрезмерное перемещение шестерни. Приварить клюв удастся аргоновой сваркой. Что касается замены, то по отдельности он редко продаётся. Придётся стартер заменять целиком.
Характерные неисправности
Поломка бендикса — одна из характерных неисправностей стартера 3309. Из-за этого двигатель бывает невозможно заводить. Поверхностный контроль может ничего не показать — частенько муфта нормально выдвигается, если подключать стартер напрямую к АКБ.
На самом деле требуется более детальная проверка — с разборкой пускового устройства. Часто бендикс неспособен вращать маховик, хотя и заходит с ним в зацепление. Испытание работы обгонной муфты сводится к тому, что её вращают руками. Крутиться подшипник должен только в одну сторону — по часовой стрелке. Если вращается в обе — значит, элемент неисправен.
Как правило, бендиксы повреждаются из-за новых аккумуляторов. Детали не выдерживают их мощи. Приходится покупать новую муфту и заменять. Стоит элемент примерно 400 рублей.
Вторая распространённая неполадка связана с электрической составляющей. В первую очередь это вынуждает обследовать источник питания — аккумуляторную батарею. Надо проконтролировать её заряд. Если с АКБ всё нормально, тестируется состояние проводки и клемм. Никто не исключал плохой, слабый контакт. Часто причиной этого становится окисление — поэтому соединения и клеммы надо периодически зачищать шкуркой, а потом смазывать литолом или другой консистентной смазкой. Крепить — основательно, но не переусердствовать, так как на аккумуляторе можно повредить мягкие свинцовые выводы.
Далее рекомендуется проверять массу на кузов. На тестере устанавливается режим измерения сопротивления. Затем измеряется величина импеданса между минусовой клеммой АКБ и двигателем, а также между тем же аккумуляторным выводом и любым некрашеным болтом кузова. В норме значение должно стремиться к нулю. Если нет, нужно внимательно исследовать крепление минусового провода к мотору и проверить на колоколе сцепления целостность проводки, соединяющей ДВС с кузовом.
Проблемы с электрикой, влияющие на работу стартера, ещё могут быть из-за этого:
- неисправной противоугонной системы — если таковая, конечно, установлена на грузовик;
- повреждения предохранителя;
- обрыва управляющего провода стартера.
Третья частая неисправность — портится втягивающее реле. На нём могут залипать пятаки. Признаки — стартер легко запускается и не отключается даже после запуска мотора. Самый быстрый вариант исправить ситуацию — постучать по тягущему в надежде, что пятаки сами отлипнут. Но в большинстве случаях такое, ни к чему дельному не приводит. Поэтому самый верный способ – демонтаж и разборка.
Хорошо, что на стартере Газ-3309 оно разборное. Нужно только отпаять провода от клемм и сделать следующее:
- вывернуть 3 винта крепления детали (2 винта, если автомобиль с ЗМЗ-406);
- освободить контактную группу.
Разобрав тяговое реле, надо аккуратно и тщательно зачистить пятаки и прижимную пластину абразивной бумагой. Поверхность деталей должна стать абсолютно гладкой и плоской. Можно также перевернуть пятаки обратной стороной, если рабочая сильно изъедена.
Втягивающие реле могут повреждаться и по другим причинам. В 99% случаях это уже ремонту не подлежит. Надо просто купить новое тяговое реле и заменить. Примерная стоимость новой детали — 2000 рублей. Один из вариантов — БАТЭ 7402370880010.
Опытным автомобилистам известен простой способ проверки втягивающего реле. Надо поставить машину на ручной тормоз, активировать зажигание и перемкнуть силовые контакты втягивающего реле. Для этого отлично подходит гаечный ключ на 17 или какая-нибудь монтировка.
Естественно, может быть неисправно и само пусковое устройство. Поэтому его надо разобрать, действуя в следующей очерёдности:
- отвинтить и снять тягущее;
- освободить шток;
- демонтировать заднюю крышку стартера, прежде не забыв снять ограничительную шайбу и два винта крепления;
- сдвинуть статор электродвигателя с корпусом со шпилек.
Особое внимание надо уделять контактам коллектора. Следы износа можно зашлифовать до ровной поверхности. Обязательно осматриваются щётки, которые также частенько изнашиваются раньше срока. При необходимости их надо заменить.
Используя тестер, надо проверить устройство на отсутствие пробоев. Если имеются такие внутренние замыкания или обрыв проводки, стартер лучше показать мастеру или заменить.
Другие распространённые неисправности:
- повреждение блока предохранителей и дополнительного реле;
- замыкание шины КАН;
- порча замка зажигания;
- повреждение БУ.
И ещё одна известная неисправность — износ якорных шлицов. Новый якорь от того же БАТЭ стоит около 3,5-4 тыс. рублей. Новый стартер (T) 5H 84052 152.18 0002.1 на 24 вольта — 10 тыс. рублей.
Полезные данные по стартеру Газ-3309
Ниже приведена техническая информация по стартеру, которая однозначно поможет владельцам грузовика:
- винты щеткодержателя надо затягивать с усилием 3,2 Нм;
- втулки и подшипники, а также другие подвижные детали смазывать маслом Extra HD 20;
- рычажную ось, выступ на подшипнике скольжения бендикса и канавку вала — смазкой LIS 2;
- сердечник реле — LIS 3 очень тонким слоем;
- ротор устройства регулировать шайбами толщиной 0,2 мм;
- зазор между коллекторной крышкой и стопорной шайбой проверять щупом;
- число оборотов стартера в норме должно равняться 1200 в минуту.
Александр 117 | Коллеги, подскажите, стартер на Газоне на 245ом на 12в? Как крутит, как зимой заводит? Замучила на Бычке дурная система 12/24 в |
Алекс 2 | 245 хорош только на трахторе,на машине надо забыть про него как в страшном сне. |
ВойМастер | Отлично крутит. Они редукторные есть, там вообще ураган |
Александр 117 | Хочу Бычка на 12в перевести, редкуторные дорогие, зараза, обычный с МТЗ можно недорого взять.. |
Сергей940 | У меня вся система 24 вольта. Два аккумулятора и стартер, заводиться в -25. |
Никола 270 | Ставил на свой от валдая. Акумы паралельно и под капотом блок отключал. Все работало без проблем |
Олега Самара | Лучше Бычка на 24 перевести. Затрат не сильно много-гена,лампы,моторчик печки и дворников,приборы. Работал в молодости на 133ГЯ,задолбала эта система 12/24. После переделки все устаканилось. Чтоб на новые девайсы не тратиться,можно копить потихонечку покупая б/у по инету,на разборах или у автоэлектриков при грузовых сервисах. Весной товарищу буду Бычка на 24 переделывать.. |
Александр 117 | А у Валдая стартер с завода 12в идет? То что на Бычке надо с 12/24 уходить - это однозначно, вот только 12 или на 24 - вопрос. Разум подсказывает что на 24 надежней, но на 12 вроде как тоже у народа нормально все работает.. |
Никола 270 | да,на валдае на 12. Дешевле перейти на 12, просто стартер поменять и аккумы перецепить. Впринцыпе , двагода откатал и продал. Проблем не было. И щас ездит. Только не забудь блок твб отсоединить. Около маторчика дворников стоит,. Он за зарядку второго аккума отвечает и тебе больше не нужен будет. |
Александр 117 | Вот из-за этого блока и весь кипеж. Он загорается у меня уже второй раз открытым пламенем. Реально страшно машину эксплуатировать.. В общем перевел Быка на 12в, сразу почуствовал что крутит послабже.. Стартер белорусский, большой, из обычных - самый мощный. Летом нормально, зимой уже не провернет. Система 12/24 крутит намного бодрее. Вывод - надо переводить всю машину на 24в. |
Василий Кошалкин | проблема с газ 3309 евро 3 дизель блок бош. ехал машина заглохла а потом сама завелась и через некоторое время по дороге вовсе заглохла. Заводись с ключа не заводится даже не срабатывает стартер. На прямую перемыкаешь стартер крутит машина вовсе даже и не схватывает. Дернул с буксира завелась. Ехал нормально работала затем опять заглохла и вовсе не с буксира ни как не заводится. Реле стартера в норме с замка все выходит только стартер не срабатывает. Блок под капотом бош проверил на другой машине все в норме. А на моей ни чего ноль даже на прямую пробовал. Прикол есть еще чек даже не моргает активную проблему. И включаешь зажигание он один раз моргнет и сразу гаснет а ранее когда все в норме было чек один раз моргнет потом загорается и когда заведешь двигатель потом нажмешь на тормоза и гаснет. А теперь От нее даже и звука что жива. Да и нажимаешь тест кнопку чек никаких сигналов не выдает. Лампочка на чеке целая. Замок в норме контролькой проверил. Реле тоже. Почемуто блок бош блокирует стартер. Да и абс в норме. Помогите кто сталкивался с такой проблемой. Или электро схему блока и его принцип помогите машина уже неделю стоит на одном месте. До сто далековато будет попробовать своими силами а потом уже туда если ничего не выйдет. |
Альберт102 | попробуй проверить питание на плавких предохранителях в салоне первые два (нижние) и под капотом три. питание проверяй при включенном зажигании на входе и выходе. если все норм. попробуй аккуратно отсоединить штекера компьютера и побрызгать контакты колодок антиокислителем (часто бывает окисляются контакты). еще проверь (заодно и зачисти) массу на двигатель раму и кабину. Если не будет результатов едь на диагностику. она все неисправности покажет. |
Генакл | форсы\а\ сливают сильно в обратку, предохранительный и аварийный клапаны сбрасывают ...нарушена синхронизация...я бы советовал перейти на е-2...понятнее...доступнее...дешевле..надёжнее.. |