Как проверить стартер в домашних условиях проще всего
Выход из строя пускового устройства частый и неприятный дефект. Его наладка, большей частью, удел узкопрофильных автосервисов, однако знать, как проверить стартер в домашних условиях, однозначно никому не помешает.
Внимание. Перед тем, как заняться ремонтом стартера, рекомендуется сначала удостовериться в неисправности пускателя и в его неработоспособности.
Также советуется изначально определить, какая из частей пускового устройства даёт сбой, чтобы принять верное решение о замене элемента. Если ремонт стартера будет доверен специалистам в СТО, выявление конкретики поможет владельцу определить примерный бюджет работ.
Пусковое устройство и его работа
Содержание
Пускатель является одним из самых консервативных и одновременно не стареющих узлов машины. Принцип его функционирования в той или иной степени схож для всех автомоделей, оснащённых моторами внутреннего сгорания. Однозначно, во всех моделях пусковых устройств после включения зажигания на обмотку пускателя подаётся импульс.
В свою очередь, получив ток для пуска, стартер приводит в движение ротор и другие внутренние элементы, что, в конце концов, оказывает воздействие на шестерню бендикса. Последний как раз и является тем самым конечным элементом пускателя, который непосредственно входит в контакт с кривошипным валом двигателя.
Функциональная схема пускателя современных автомобилей настолько хорошо продумана, что различие моделей стартеров сводится лишь к некоторым конструктивным мелочам.
Несмотря на большие преимущества схемы пускового устройства, стартер имеет немало слабых зон. Они перечислены ниже, смотрите:
- Одним из самых уязвимых зон является тяговое реле устройства;
- Различные элементы якоря, включая коллектор и втулки;
- Шестерня бендикса, подвергаемая более всего ударным нагрузкам;
- Пружины, вилка и другие внутренние элементы устройства.
Чуть ли не все части пускателя в процессе активной эксплуатации могут выходить из строя. Большей частью это связано с неправильным запуском двигателя, чрезмерными нагрузками и т.д.
Интересно, что пока человечество не смогло придумать компьютерное оборудование, способное определять конкретный неисправный элемент пускового устройства. Руководствоваться в этом случае автомобилист должен исходя из собственного уровня знаний и опыта.
Распространённые симптомы поломки стартера
Рассмотрим самые известные признаки, свидетельствующие о выходе из строя пускового устройства. При этом учитывайте тот факт, что неисправность мгновенно вряд ли придёт. Как правило, это происходит постепенно.
- Двигатель запускается стартером непостоянно;
- Стартер вращается, но мотор не запускается;
- При запуске ДВС слышен характерный металлический лязг;
- Пускатель работает странно: позавчера нормально запускал двигатель, вчера никак, сегодня – опять всё хорошо;
- Щёлкает реле, но стартер не вращает;
- Медленно вращается пускатель, хотя АКБ заряжена полностью;
- Запах гари во время пуска.
Теперь попробуем подробнее рассмотреть каждый из признаков, узнать — на что они указывают.
Признаки и проверка
Итак, мотор заводится непостоянно, хотя стартер крутит регулярно. Такой признак сопровождается обычно металлическим треском, скрежетом и лязгом металла.
Эксперты рекомендуют в этом случае сразу проверить вилку пускателя, пружину и шестерню. Подробное тестирование возможно лишь после демонтажа пускателя.
Обычно бендикс диагностируется так: включается зажигание, выжимается тормоз и запускается мотор. Как правило, во время пробуксовки слышен металлический лязг, характеризующий вращение якоря.
Бендикс частенько изнашивается при ослаблении пружин или выходе из строя шестеренок. Это даёт возможность определить износившийся элемент по визуальному осмотру приведённых деталей.
И, самое важное: бендикс априори не имеет жёсткого соединения с двигательным валом, поэтому должен свободно прокручиваться. Однако вращение должно происходить только в одну сторону, а при попытке прокрутить бендикс в обратную сторону, должны сработать стопорные кольца. Тем самым, бендикс можно проверить так: если он вращается без усилия в одну из сторон, и стопорится при прокручивании в другую, значит, он рабочий.
Ещё один частый признак: пускатель вращается, но запуска двигателя не происходит. Как правило, такой признак большинством экспертом воспринимается, как выход из строя вилки. Стартер и в этом случае нужно демонтировать, чтобы вилку заменить. Цена детали не высока – примерно 1000 рублей.
Вилка однозначно заменяется, если она ломается или деформируется.
При заведённом ДВС постоянно слышно металлическое жужжание. В таких случаях рекомендуется сразу заглушить мотор, так как возможно, что залипает тяговое реле или заклинивает та же вилка. Конкретизировать причину можно только после снятия пускового устройства. Однако, если сомнения автовладельца падают на реле, проверить можно и на месте.
По сути, втягивающее или тяговое реле обеспечивает перемещение релейного штока. Проблема реле, в большинстве своем, проверяется без снятия пускового устройства. Достаточно замкнуть гаечным ключом выводы реле, чтобы определить – реагируют ли они на стартер. Если стартер бодро вращается, то однозначно залипло реле, которое проще всего будет заменить на новый элемент.
Таким образом, проверить стартер можно и в домашних условиях, применяя несколько простых и эффективных приёмов.