Как снять втулку стартера своими силами

Как снять втулку стартера коробки
Как снять втулку стартера коробки

Являясь, по сути, 4-полосным электродвигателем, пускатель автомобиля обеспечивает начало вращения кривошипного вала. Скорость кручения должна обеспечивается такая, чтобы её хватило на раскрутку двигателя. К сожалению, стартер может давать сбои, и некоторые из них связаны как раз с втулками. Узнаем, как снять втулку стартера.

Когда нужна замена втулок

Замена втулок нужна в тех случаях, когда они изнашиваются, и более не удаётся запустить двигатель. Во время пуска мотора бендикс с трудом вращает маховик, заедает и останавливается. Неопытный автомобилист начинает проверять аккумулятор, так как симптомы разряженной батареи такие же, но всё без толку.

Втулки стартераОказывается, причина в том, что якорь задевает за статор. Как известно, зазор между этими внутренними элементами пускателя равен мультимиллиметрам. И даже самый небольшой перекос якорного вала способен привести к задеванию вышеописанных элементов.

Перекос возникает не просто так, а по причине срабатывания деталей скольжения. Именно на них держится вал якоря, они помогают ему находиться в ровной плоскости.

Интересно, что больше изнашивается передний элемент скольжения, ведь основная нагрузка лежит именно на нём. А в роли детали скольжения в этом случае выступает как раз втулка, изготовленная из мягкого металла. Фронтальная втулка сидит в картере сцепления, обратная втулка – на крышке пускателя.

Демонтаж

Чтобы легко снять втулки и заменить их, потребуется вооружиться необходимым количеством инструментов. Обязательно нужно найти длинный болт, подготовить метчик по размеру и лёгкую дрель.

Процесс снятия втулокВ первую очередь эксперты рекомендуют проверить, а не снимаются ли втулки руками. Дело в том, что если пускатель несколько раз собирался и разбирался, то у него наверняка гнёзда, в которых сидят втулки, разбиваются. Выдавить элементы скольжения якоря несложно – достаточно просто нажать пальцем. Однако разбитые гнёзда не есть хорошо, желательно такой пускатель заменить, и чем раньше, тем лучше.

Пускатель с разбившимися гнёздами будет периодически заедать в процессе эксплуатации, даже с новыми втулками. Чтобы не менять стартер целиком, все-таки стоит он немалые деньги, можно поступить и так. Измерить диаметр разбившегося гнезда и заказать у токаря втулку уже нужного размера, которая бы в таком гнезде не ходила. Или, как делают умельцы своими руками, напаять сбоку новой втулки немного металла, чтобы втулка входила в гнездо с маленьким натягом.

На новых, нормальных пускателях втулки пальцем не снимешь. Тут нужно провести несколько манипуляций, связанных между собой.

  1. Обесточить АКБ.
  2. Отсоединить провода, идущие к пускателю автомобиля.
  3. Демонтировать нижний болт стартера (на некоторых авто этот самый болт держит ещё и двигатель, поэтому желательно поднять мотор домкратом).
  4. Снять пускатель.
  5. Взять дрель с поставленным метчиком нужного диаметра (М12 в большинстве случаях) и нарезать во втулке резьбу.
  6. Потом болт, который был подготовлен согласно диаметру и шагу резьбы, вкрутить внутрь.
  7. Остаётся достать втулку, вращая за болт плоскогубцами в обратную сторону.

Высверливая резьбу внутри втулки, следует быть крайне осторожным, ведь материал этот латунный. Несмотря на мягкость, это всё же металл прочный, и чрезмерное усилие или перекос легко обломают метчик.

Вообще, технология вырезания резьбы – настоящее искусство. Несколько слов об этом не помешают. Итак, большая аккуратность во время работы обоснована тем, что сталь метчика чистая и очень хрупкая. Как и говорилось выше, даже незначительный перекос может привести к поломке.

Ежели все-таки метчик сломался, не нужно паниковать. Даже если часть метчика осталась снаружи, а режущая кромка внутри, ничего страшного в этом нет. Чтобы снять кусок метчика изнутри втулки, следует взять новый метчик, заправить им дрель, затем вдеть в 3 канавки метчика гвозди подходящего диаметра. Длина гвоздей должна быть такой, чтобы штыри выпирали за торец метчика на 10-15 мм. Вот таким полученным приспособлением можно выкрутить обломок, если хорошо постараться.

Схема стартераПо сути, высверливание резьбы внутри втулки помогает ослабить её, а затем вынуть обратно. Если дрель имеет режим реверса, то можно попробовать вытянуть втулку, крутя дрель обратно с метчиком.

Резьба должна вырезаться внутри втулки на 6 или 8 оборотов. И обязательно надо учесть, что при вдевании новой втулки, нужно её немного запрессовать.

Ещё один вариант снятия втулок подразумевает их высверливание. Ну, это в крайнем случае, если не получилось вытащить их из гнёзд более культурными способами.

В заключении напоминаем, что у пускателя с постоянными магнитами зазор внутренних элементов стартера бывает больше, чем у редукторного аналога. Это означает, что допустимый перекос в этом случае немного больше.

При замене втулок стартер так и так придётся разбирать, пусть и частично. Из этого следует, что заодно можно заменить такие детали, как щётки. При условии, конечно, что они не были заменены совсем недавно. Кроме того, в большинстве случаев диагностика показывает, что нужно менять переднюю втулку, однако в целях профилактики рекомендуется заодно поменять и заднюю втулку.

Добавить комментарий