Классификация топливных систем дизельных авто

Разновидность и виды топливных систем
Разновидность и виды топливных систем

Современные топливные системы автомобиля классифицируются по различным признакам. Наиболее знакома неискушённому читателю классификация по типу топлива. Существует также целый ряд других классификаций: по принципу дозирования, расположению дозаторов и т.д.

Разновидности ТС дизельных автомобилей

На сегодняшний день различают 3 основных типа ТС дизелей:

  • обычные системы с ТНВД (классика);
  • система Памп-Дус, в которой насос связан непосредственно с форсункой;
  • Коммон Райл – ТС с единой линией горючего.

ТС классическая с ТНВД

Устройство ТНВД
Устройство ТНВД

Классическая система и её принцип работы в некотором роде аналогичен работе бензиновой системы инжектор. Основной упор делается на ТНВД, принимающий солярку от топливного насоса, расположенного в баке. Затем ТНВД в нужной последовательности распределяет солярку в каждую из магистралей форсунок. Последние же открываются только под воздействием давления, образуемого в ТС и закрываются, соответственно, когда этот самый показатель снижается.

ТНВД бывают двух типов: многоплунжерные и распределительного типа.

  1. Насос первого вида состоит из отдельных секций (их количество равнозначно числу цилиндров двигателя). Такие насосы ещё называют рядными, но в последнее время их применение практически пошло на нет, так как они уступают во многом насосам распределительного типа, не обеспечивают современных требований по шумности и экологии.
  2. ТНВД распределительного типа намного эффективнее многоплунжерных, так как помимо обеспечения действующих нормативов, они поддерживают необходимое давление в системе в зависимости от режимов функционирования ДВС. В таких насосах тоже имеется плунжер, но он один.

Система Памп-Дус

Конструкция с единым нагнетателем, а также отдельными подкачивающими устройствами на каждую из форсунок. Все они объединены в одное целое, способны создавать давление в пределах 2050 бар.

Подобными ТС оснащают двигатели с сокращением TDI. Рассмотрим преимущества и недостатки этой системы:

  • увеличение мощности на пять процентов за счёт улучшения подачи солярки и лучшей очистки выхлопных газов;
  • шумность работы и высокие затраты на эксплуатацию, так как приходится заливать только высококачественное топливо, без каких-либо примесей воды.

Коммон Райл

Тип топливной системы Common Rail
Тип топливной системы Common Rail

Система, появившаяся в угоду повышения норм экологии и не только. Переводится Common Rail, как «общая магистраль», что и характеризует принцип работы этой ТС. Вся линия Коммон Райл постоянно находится под мощным давлением. Его создаёт нагнетатель, а в цилиндры двигателя солярка подаётся из общей линии – через форсунки, контролируемые электроникой.

В отличие от системы Памп-Дус, моторы с Коммон Райл функционируют гораздо тише, что объясняется использованием пьезоэлектрических или электромагнитных форсунок, увеличивающих мощность двигателя и одновременно снижающих наличие вредных газов в выхлопе.

Примечательно, что система Коммон Райл также дешевле и экономичнее. Обеспечивается это за счёт более точной дозировки дизельного топлива. Недостатком системы Коммон Райл можно назвать применение сажевого фильтра, без которого работа этого ТС невозможна. Фильтр этого типа сам по себе дорогой, и он чувствителен к качеству заливаемого топлива. По этой причине быстро выходит из строя.

Двигатели с Коммон Райл обозначаются аббревиатурой CDI.

Подробная классификация ТС

Классификация по типу топлива
Жидкое топливоБензин или дизель
Газообразное топливоПропан-бутан, Метан или Водород
Комбинированная системаОдновременно используется два
типа топлива
Универсальная системаПозволяет полноценно функцио-
нировать на одним из топлив
Классификация по принципу дозирования
Эжекционные или карбюраторные
системы питания
Функционируют под действием
разряжения
Инжекционные Осуществляется впрыск топлива
под избыточным давлением
Классификация по месту расположения дозаторов
Подача топлива во впускной тракт до
дроссельной заслонки
Используют карбюраторные системы
и системы инжектора с центральным
впрыском
Подача во впускной коллектор после
дроссельной заслонки
Инжектор с распределённым
впрыском
Подача топлива непосредственно
в камеру сгорания
Непосредственный впрыск инжектор

Система впрыска (инжектор)

Активно применяется сегодня, как на дизельных, так и на бензиновых силовых агрегатах. Основное назначение – обеспечивать своевременную подачу жидкого горючего (бензин или солярка) в цилиндры ДВС.

Система электронного впрыска
Система электронного впрыска

Примечательно, что система впрыска на бензиновых и дизельных моторах несколько различается:

  • в первом случае процесс впрыска поддерживает образование ТВС (смеси), и только после этого она воспламеняется с помощью искры;
  • в дизельных силовых агрегатах подача солярки осуществляется под избыточным давлением, и одна часть горючего, смешиваясь со сжатым воздухом, воспламеняется мгновенно или правильнее сказать, самовоспламеняется.

Основным рабочим органом системы впрыска является форсунка. Управляется она либо механически, либо электронным путём. Последний вариант – электронный впрыск, считается на сегодняшний день самым совершенным, так как обеспечивает экономичность двигателя и снижение вредных компонентов в выхлопных газах.

Добавить комментарий