Топливный жиклер переходной системы ТЖПС и схема современного карбюратора
Что такое жиклёр. Это устройство, которое придумали для точного дозирования горючей смеси. Настройка осуществляется через специальное отверстие. Жиклёров в карбюраторе автомобиля бывает несколько. Например, в карбюраторе «Озон» используется до 13 различных жиклёров.
Виды жиклеров
Содержание
Жиклёры расположены на дне поплавкового отдела или ввинчены в дорсальную часть ЭМЛ (латексных) колодцев. Жиклёр системы ХХ установлен в фиксатор, ввинченный снаружи (на некоторых авто – установлен в ЭКС). В наружную часть воздухканала поставлен жиклёр для подачи воздуха. ТЖПС вмонтирован в фиксатор, завёрнутый в корпус карбюратора. Используется также ВЖПС. Различают ещё жиклёры пневмопривода заслонки, демпферный и перепускной жиклёры и т.д.
Тарированные данные ТЖПС
Карбюраторы Озон | Первая камера | Вторая камера |
---|---|---|
2105-1107010 | — | 0.60 |
2105-1107010-10 | — | 0.60 |
2105-1107010-20 | — | 0.60 |
2107-1107010 | — | 0.60 |
2107-1107010-20 | — | 0.60 |
2140-1107010 | — | 0.60 |
2140-1107010-10 | — | 0.60 |
2140-1107010-50 | — | 0.75 |
2140-1107010-70 | — | 0.75 |
2141-1107010 | — | 0.60 |
Тарированные данные ВЖПС
Карбюраторы Озон | Первая камера | Вторая камера |
---|---|---|
2105-1107010 | — | 0.70 |
2105-1107010-10 | — | 0.70 |
2105-1107010-20 | — | 0.70 |
2107-1107010 | — | 0.70 |
2107-1107010-20 | — | 0.70 |
2140-1107010 | — | 0.70 |
2140-1107010-10 | — | 0.70 |
2140-1107010-50 | — | 0.70 |
2140-1107010-70 | — | 0.77 |
2141-1107010 | — | 0.70 |
Таким образом, если обобщить понятие о жиклёрах, то они бывают двух типов: воздушные и топливные. Выбор их обусловлен размером профиля диффузора. Для конкретного автомобиля и его модификаций принято выпускать разные жиклёры. Если этого не соблюдать, возникнут проблемы.
Например, на автомобили с более мощным двигателем пробовали ставить карбюратор Солекс. И ни к чему хорошему это не приводило, так как автомобиль начинал работать с перебоями, жиклёры не справлялись со своим назначением из-за диаметра, чересчур малого для подачи обогащённой ТВС.
Каждый из карбюраторов по мере эксплуатации автомобиля должен настраиваться по нескольким параметрам. Корректировка осуществляется с помощью жиклёров. Регулируется уровень наполняемости поплавочной камеры, насыщенность ТВС, обороты и т.д.
ПС 2 камеры карбюратора
Её назначение – гарантировать ровное задействование 2 камеры. Функционирует также, как и ПС 1 камеры, но в отличие от неё не соединяется с системой ХХ, имеет свои отдельные жиклёры (топливный и воздушный).
Выпуск ПС находится в стенке 2-й смесительной камеры, над дросселем. Горючее забирается прямиком из поплавковой камеры через трубку, проведённую до дна камеры. Главный топливный жиклёр при этом в работе не участвует. На конце этой самой трубки и находится ТЖПС. Что касается воздушного жиклёра, то он ввинчен в зоне крышки.
В ПС образуются полезные процессы, помогающие обогатить ТВС. Обеднение смеси возможно по причине позднего задействования основного дозатора системы 2 камеры.
Если бы ПС в карбюраторных устройствах не было, при задействовании 2 камеры возникал бы рывок, ведь главный дозатор вступает в работу резко, впрыскивая огромное количество бензина. Роль переходной системы — следить за количеством горючего, чтобы оно поступало плавно, и компенсировать переход задействования дозатора. Именно благодаря переходной системе, мотор плавно переключается в зону высоких нагрузок.
Карбюратор: общая схема
Он предначертан для смешивания ТВС, соответствующей каждому из авторежимов функционирования мотора. Устройство смешивания топлива с воздухом имеет очень сложное строение, состоит из нескольких основных частей.
- Поплавковый отдел, в котором уровень горючего поддерживается регулярно.
- Поплавок с закрывающимся клапаном игольчатого типа. Поплавок имеет свойство опускаться по мере подпитки автомобильного двигателя бензином. Очередная порция жидкости впрыскивается через игольчатый клапан, открывающийся при нажатии на газ. Когда в камере уровень топлива достигает нормальных значений, игольчатый клапан закрывает подачу.
- Распылительная трубка нужна для передачи бензина из поплавковой камеры в смесительную. Примечательно, что выходное отверстие трубки распылителя находится выше уровня топлива в поплавковой камере. Сделано это специально, чтобы при неработающем силовом агрегате бензин не вытекал оттуда, даже если автомобиль стоит на спуске. Снизу распылителя ввинчен жиклёр с градуированным отверстием.
- Диффузор предназначен для увеличения скорости поступления воздуха. По сути, это короткая трубка суженая изнутри. Именно диффузор создаёт разрежение на конце распылителя при функционировании ДВС. Это важно, так как позволяет лучше всасывать бензин из поплавковой камеры и эффективнее его распылять.
- Заслонка следит за количеством бензина, подаваемого непосредственно в цилиндры силового агрегата. Управляется она педалью акселератора.
1 | рычаг ускорительного насоса |
2 | винт регулировки подачи топлива ускорительным насосом |
3 | топливный жиклер переходной системы второй камеры |
4 | воздушный жиклер эконостата |
5 | воздушный жиклер переходной системы |
6 | топливный жиклер эконостата |
7 | воздушный жиклер главной дозирующей системы второй камеры |
8 | эмульсионный жиклер эконостата |
9 | распылитель эконостата |
10 | распылитель главной дозирующей системы второй камеры |
11 | клапан распылителя ускорительного насоса |
12 | распылитель ускорительного насоса |
13 | воздушная заслонка |
14 | малый диффузор первой камеры |
15 | воздушный жиклер главной дозирующей системы первой камеры |
16 | воздушный жиклер пускового устройства |
17 | тяга |
18 | воздушный жиклер системы холостого хода |
19 | игольчатый клапан |
20 | топливный фильтр |
21 | электромагнитный клапан |
22 | топливный жиклер системы холостого хода |
23 | главный топливный жиклер первой камеры |
24 | корпус экономайзера |
25 | эмульсионный жиклер системы холостого хода |
26 | дроссельная заслонка первой камеры |
27 | распылитель главной дозирующей системы первой камеры |
28 | дроссельная заслонка второй камеры |
29 | главный топливный жиклер второй камеры |
Разновидности карбюраторов
Новые устройства заметно отличаются от моделей прошлых лет. Главное отличие – использование добавочных компонентов. Они помогают в тех или иных условиях обогащать или обеднять ТВС. На сегодняшний день различают следующие виды карбюраторов.
- Модель с падающим потоком используется сегодня наиболее часто. В таких моделях ТВС движется сверху вниз, падает. Карбюратор может иметь как одну, так и две камеры. Если их две, то они монтируются рядом, в одну линию.
- Устройство с восходящим потоком. ТВС движется снизу вверх.
- Модель с горизонтальным потоком. ТВС движется горизонтально.
Первый тип карбюратора с нисходящим потоком получает всё большее распространение, так как наполнение цилиндров топливом при такой схеме движения потока осуществляется эффективнее, мощность двигателя возрастает до 3-4% по сравнению с моторами, использующими другие карбюраторы. Он комфортнее в плане настройки и ремонта, так как находится высоко.
Модели с восходящим потоком ТВС имеют тоже свои преимущества, в том числе и перед устройствами с потоком сверху вниз. Это касается в первую очередь отсутствия процесса стекания топлива во впускной трубопровод, при злоупотреблениях с подсосом или поломках. А вот в устройствах с ТВС сверху вниз слив возможен, и он попадая в цилиндры, смывает масляную смазку, затем стекает в картер и разжижает масло.
Узлы питания двигателя с горизонтальным потоком отличаются лучшей конфигурацией конструкции. У них меньшее число поворотов.
Полезная информация по сдвоенному карбюратору
Рассмотрим её подробнее.
- В моторы с большим количеством цилиндров должно поступать больше горючего, соответственно, для распыления и испарения топлива нужно повышать скорость потока и суживать горловину диффузора. Кроме того, потребуется использовать две трубки. Также вместо обычного карбюратора придётся использовать сдвоенный. Как раз на восьми- и двенадцатицилиндровых двигателях так и делают, если система карбюраторная.
- Сдвоенный карбюратор наделён двумя отдельными смесительными камерами, двумя дозаторами и устройствами ХХ. На такие карбюраторы ставят две заслонки на каждую ось.
- Сдвоенный карбюратор дороже обычного, но и сложнее в эксплуатации. Зато он кардинально улучшает технические характеристики силового агрегата, оказывает влияние на снижение расхода топлива.