Как перебрать трамблер самому
Трамблер нередко выходит из строя, принося лишние заботы владельцу автомобиля. Прогорает бегунок или контактная группа, но это, по сути, не имеет никакого значения, так как приходится заниматься ремонтом распределителя, проверять бронепровода и состояние крышки. Нередки также случаи, когда искра не подается на свечи, силовая установка запускается крайне плохо, не держатся обороты и т.д. Инструкция о том, как перебрать трамблер, представлена ниже.
Трамблер старого и нового образца: сравнение
Содержание
Прежде, чем начинать перебирать трамблер, следует определить, какого он типа. Трамблер старого образца иначе называется контактный, а нового – бесконтактный или электронный.
Для начала рассмотрим, как функционирует распределитель старого образца. После снятия крышки становится видно, как 4 контакта для вывода бронепроводов и «уголек» компактно совмещены внутри. Под центральным контактом нашла место пружина, благодаря которой контакт без труда опускается и поднимается.
Внутри контактного трамблера находится также бегунок или разносчик, как его еще называют. «Уголек» постоянно контактирует с бегунковой пластиной. Высокое напряжение от «уголька» распределяется по цилиндрам силовой установки.
Бронепровода напрямую через наконечники связаны со свечами, куда и передают высокое напряжение.
В трамблере старого образца центральным звеном является вал, который вращается посредством приводных механизмов. Сам вал имеет 4 выступа в верхней части в виде ромба для размыкания контактов.
Нижняя часть вала, которая выходит из распределителя, имеет разную длину, что связано с различной высотой БЦ. Так, у некоторых моделей отечественного автопрома вал бывает коротким, у других – длинным.
Контакты трамблера расположены на центральной пластине. Например, минусовой контакт соединяется с трамблерным корпусом через медный провод, а вот плюс – с входным болтом.
Что касается конденсатора, то он размещен снаружи трамблера и запитан контактами прерывателя. Задача конденсатора – гасить процесс искрения между параллельными контактами.
Кроме всего прочего, в трамблере имеются также регуляторы. Речь идет о вакуумном и центробежном регуляторе опережения зажигания. Прямо под бегунком сидит центробежный регулятор, представляющий собой два груза с пружинами. Они, в зависимости от моторных оборотов, «разбегаются» внутри бегунка, оказывая влияние на контактах.
Что касается вакуумного регулятора, то он представляет собой камеру, размещенную с боковой части трамблера. Соединение регулятор данного типа получает в виде фиксатора с центральной пластиной. Задача вакуума – втягивать мембрану, в зависимости от нагрузки мотора.
Очевидно, что слабым звеном трамблера старого образца является износ контактов и порча их наконечника, выполняющего функцию размыкания. Нередки случаи прогара бегунка, что способствует утечке тока на массу.
Хорошо сделан в контактном трамблере подшипник, редко выходящий из строя. Но если такое происходит, ДВС сразу дает об этом знать, начиная функционировать неустойчиво.
Бесконтактный трамблер или устройство нового образца отличается от старого в первую очередь показателем выдачи тока. Если старый трамблер способен выдавать всего 13-18 тысяч вольт, то новый – в два раза больше.
Естественно, более высокое напряжение способствует стабильному безотказному запуску ДВС при любой температуре. Для такого трамблера не столь важно состояние свечей и, по сути, он более экономичен и эффективен, так как отсутствуют в нем пропуски зажигания, возникающие из-за состояния контактов.
Важные нюансы при переборке
Переборка распределителя зажигания необходима бывает по разным причинам. Как правило, в ходе эксплуатации автомашины, ее владелец замечает легкие подрагивания мотора на ХХ. После замены свечей и приведения в порядок карбюратора, он понимает, что причина в другом, ведь проблему устранить не удалось. И тогда под сомнения падают бронепровода, зажигание и наконец, сам трамблер.
Если бегунок его свободно перемещается в рабочей зоне, не задерживаясь в крайнем положении, то мотор будет подергивать. И вот тут знающий автолюбитель трамблер переберет своими силами, немалую сумму денег сэкономив на услугах в СТО.
Важно все металлические элементы трамблера вымыть в бензине или керосине. Отдать подвижную часть на проверку, если выйдет неравномерность вращения и преднатяг пружинок грузиков будет отсутствовать, то при обратной сборке надо постараться подобрать определенное, правильное местоположение подшипника.
Следует знать, что мануал-руководство советует через каждые 25 тысяч км менять положение подшипника. Очевидно, что предписывается это исключительно ради одной цели – устранить проблемы с его работой.
Можно сделать и так: подогнуть ушки пружин на грузиках ЦТР регулятора, выбрав ХХ малой пружины. Т.е, обеспечивается возврат кулачка трамблера в изначальное положение. Только надо не забыть подогнуть пружинки плоскогубцами или пассатижами.
Вал трамблера следует подвергнуть тоже осмотру тщательно. Если люфта нет, но кулачок имеет следы износа, это ничего. Смазка поможет все решить.
Еще пара важных советов по переборке:
- Пружинка должна обеспечивать прилегание грузика на ХХ, т.е, не создавать опережения. Для этого надо будет отогнуть стойку маленькой пружины.
- Одновременно с этим, в целях аналогичных, стойку большой пружины тоже следует отогнуть, но уже в положение полумаксимального хода минипружины.
Как перебрать трамблер из-за испорченного стопора
Причина сложностей с искрой, как правило, всегда связана бывает с распределителем зажигания. Со временем посадочное место стопора-штифта трамблера стачивается, конструкция получает люфт. В результате этого начинает «гулять» зажигание.
И дело тут не в силе искры. Какой бы она ни была, импульс ее при вышеописанной ситуации будет подаваться несвоевременно. В большинстве случаев импульс вообще отсутствует. Силовая установка от этого функционирует с перебоями, тяга резко снижается, ХХ выставляется с трудом, а самое главное – возрастает расход горючего.
В некоторых случаях, когда после этого автолюбитель продолжает ездить на машине, не обращая внимание на потерю мощности, признаки неисправности уже становятся явными – автомашина полностью глохнет. Тогда автомобилисту уже приходится посетить СТО или вызвать специалиста на дом, однако не всегда точно ставится диагноз.
Как правило, ошибочное заключение дается из-за датчика ХХ или потенциометра дросселя. Сомнения у специалистов в первую очередь падают на эти компоненты, что вполне резонно. Но их замена стоит не дешево, и такая процедура сильно бьет по карману автомобилиста, да и проблема не решается, ведь причина заключается в трамблере.
Решается все гораздо проще. Крышка трамблера скидывается, снимаются также бегунок и пластмассовый уплотнитель. Затем открывается доступ к стальной чашке с прорезями. От проворачивания эту чашку удерживает стопор-штифт и кольцо. Кольцо видно сразу, стопор-штифт вставлен в канавку вала. Задача операции – заменить этот самый штифт на новый или вставить его на место, если посадочное место не слишком отработано. Это даст шанс доехать хотя бы до первого автосервиса, а там уже специалисты разберутся.
Очевидно, что новый стопор-штифт должен накрываться уплотнительной шайбой, и только после хорошенько фиксироваться стопорным кольцом. В противном случае, стопор вновь выскочит из своего места.
Безусловно – в дальнейшем такой трамблер лучше полностью заменить на новый, так как сточенное посадочное мести никак не восстановить. Люфт будет постоянным, это не даст возможности выставления точного угла зажигания, в результате одни проблемы.
Примечание. Если автомобиль с ЭБУ, то рекомендуется также обнулить память блока, что позволит стереть прежние ошибки, и записать новый алгоритм функционирования системы.
Еще один нюанс особенно касается владельцев Фольксваген Пассатов. Многие автолюбители после порчи лямбда-зонда скидывают клемму и ездят без него. Блок со временем приспосабливается не замечать более ошибок, и функционировать с тем, что есть. Но после установки нового трамблера, данный фокус не пройдет точно.
Дело в том, что восстановятся стандартные настройки системы зажигания, которые будут настойчиво требовать данные, предоставляемые датчиком лямбда. Особенно это замучает владельца авто после прогревания мотора до рабочей температуры.
Придется заново подключать клемму лямбда, естественно, заменив неисправный датчик.
Модернизация в процессе переборки трамблера
Интересно, что трамблер подвергается вниманию в первую очередь, если речь заходит о модернизации системы зажигания. И действительно, завидную характеристику зажигания на всех режимах функционирования силовой установки может предоставить только распределитель.
Примечание. Если поставить трамблер от другого автомобиля вместо старого распределителя, это не даст никакой пользы. Только свой родной трамблер, перебранный квалифицированно и грамотно, способен повысить общие динамические характеристики автомобиля.
Местная настройка и правильная регулировка трамблера может дать много пользы. Например, ДВС станет дефорсированным к применяемому топливу. Это же крайне эффективно при использовании горючего с разным октановым числом. Особенно это касается владельцев отечественных «легковушек» или водителей грузовиков, не слишком заботящихся об ОЧ бензина.
Важно также понимать, что настройка трамблера должна осуществляться только на конкретном ДВС, для конкретной комплектации автомашины, с учетом потребляемости определенного топлива. Это как осмотр больного – любой врач, перед тем, как назначить лечение, спросит про принимаемые ранее лекарства.
Модернизация трамблера, проведенная по ходу его переборки, подразумевает методику уменьшения радиального люфта кулачка, инсталляцию подрессорника подвижного контакта, общее расширение диапазонов опережения зажигания и многое другое.