Как заменить электролит самостоятельно
Исправная аккумуляторная батарея или АКБ гарантирует надёжный запуск автомобиля. Современные аккумуляторы представлены в двух основных вариантах: обслуживаемые и не обслуживаемые. Если во втором случае владелец машины имеет возможность только дозаряжать её с помощью специального устройства, то в первом — также производить контроль плотности электролита, анализ его состояния и полную замену.
Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе
Содержание
После тщательного визуального анализа жидкости в АКБ, можно обнаружить её помутнение. Как правило, этому сопутствует множество причин.
- Изначально был залит некачественный электролит.
- Использовалась вода с примесями.
- Повредились пластины батареи.
- Наблюдается замыкание в одной или нескольких секциях.
Опытные автомобилисты и специалисты могут по цвету раствора определить причину помутнения: серый — осыпание пластин; тёмный, почти чёрный — некачественная вода или серная кислота в составе жидкости.
Полная замена электролита рекомендована только в первом и втором случаях. Если пластины осыпались или повреждены, то смена дистиллятора не даст желаемого результат. Без ремонта повреждённых банок тут не обойтись. Восстановительные работы проводятся также при симптомах замыкания.
Чтобы осуществить замену, потребуется наличие следующих инструментов:
- шприца или груши;
- посуды для сбора старого электролита;
- ареометра;
- воронки;
- защитных очков;
- резиновых перчаток.
Безусловно, нужно подготовить немного дистиллированной воды и новый католит требуемой консистенции.
Теперь о самой процедуре. Казалось бы, достаточно отвернуть пробки на банках, перевернуть аккумулятор и слить старую жидкость. Однако в 50-60 процентах случаях такое действие приводит к окончательному выходу батареи из строя. В нижней части АКБ остаётся осадок, который после неправильного переворачивания застревает между пластинами и приводит к замыканию. Справиться с такой операцией может только квалифицированный специалист.
Людям без опыта безопаснее поступить так:
- после демонтажа батареи, протереть чистой тряпкой корпус — чтобы ткань хорошо справилась с грязью, желательно обмочить её в содовом растворе (2 ст. ложки соды на 1 литр воды);
- открыть пробки, произвести замер уровня электролита — одновременно проверяется цвет жидкости, замеряется степень заряда с помощью мультиметра;
- после вынесения решения о замене, надо откачать старый дистиллятор грушей или шприцем;
- залить в опустевшие банки воду, слегка покачать АКБ — таким образом, батарея промывается, и делается это несколько раз, пока жидкость внутри не станет прозрачной.
Если осадка на дне батареи много, рекомендуется заливать соду с солью. Сначала идёт раствор поварённой соды на 3 часа. Вещество за это время успевает разъесть налёт. Затем жидкость надо выкачать, и залить раствор уже поварённой соли (2 ст. ложки на 1 литр воды) на 1 час. После этого выкачать раствор, и в аккумулятор можно добавить новый электролит, но пока с плотностью не заморачиваться. Батарея ставится на зарядку, и после этого проводится процедура замера с помощью ареометра.
Как и чем определить плотность электролита
Для АКБ плотность жидкости является очень значимой величиной. В свинцовых батареях этот параметр замеряют в г/см3. Проверяется аккумулятор на концентрацию кислоты с помощью ареометра при температуре плюс 25 градусов по Цельсию. Если градус католита отличается, надо вносить к показаниям прибора следующие поправки (в таблице ниже).
Температура электролита при измерении его плотности, ° С | Поправка к показаниям ареометра, г/см 3 |
---|---|
от -55 до -41 | -0.05 |
от –40 до –26 | –0,04 |
от –25 до –11 | –0,03 |
от –10 до +4 | –0,02 |
от +5 до +19 | –0,01 |
от +20 до +30 | 0 |
от +31 до +45 | 0.01 |
от +46 до +60 | 0.02 |
Нормы плотности электролита зависят также от климатической зоны, где эксплуатируется аккумулятор. Например, при умеренном климате параметр обязан равняться 1,25-1,27 г/см3, а в северных зонах или жарких субтропических — на одно деление больше или меньше.
Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе, ° С) | Время года | Полностью заряженная батарея | Батарея разряжена на 25% на 50% | |
---|---|---|---|---|
Очень холодный (от –50 до –30) | Зима | 1.3 | 1.26 | 1.22 |
Лето | 1.28 | 1.24 | 1.2 | |
Холодный (от –30 до –15) | Круглый год | 1.28 | 1.24 | 1.2 |
Умеренный (от –15 до –8) | Круглый год | 1.28 | 1.24 | 1.2 |
Теплый влажный (от 0 до +4) | Круглый год | 1.23 | 1.19 | 1.15 |
Жаркий сухой (от –15 до +4) | Круглый год | 1.23 | 1.19 | 1.15 |
Следует знать, что раствор с меньшей концентрацией кислоты в заряженной на 95-100 % батарее, дольше служит. Напротив, большая плотность является причиной быстрой порчи раствора. К тому же, низкая концентрация католита — это затруднённый пуск двигателя и падение напряжения, а высокая — уменьшение ресурса аккумуляторной батареи.
Плотность зимой и летом
Данный показатель в декабре-феврале обязан равняться 1,27 г/см3 (Москва). Более низкие значения приведут к падению силы источника питания и проблемному запуску мотора. В сильные морозы электролит с низкой плотностью может даже легко замёрзнуть.
Летом батарея страдает недостатком жидкости, поэтому повышенная концентрация кислоты только ухудшит состояние свинцовых пластин. Желательно искусственно снижать показатель плотности в это время на 0,02 г/см3. Важно понимать, что в жаркие дни под капотом машины температура сильно повышается, уровень электролита снижается, плотность повышается. Это форсирует начало коррозийного разрушения пластин. По этой причине рекомендуется летом периодически тестировать уровень жидкости внутри батареи.
Как повысить плотность электролита
Таким образом, порой нужно бывает искусственно изменять плотность католита. После падения этого параметра бывает невозможно запустить двигатель, так как аккумуляторная батарея быстро разряжается. Снижение концентрации электролита происходит по причине испарения раствора. Например, если он закипает при перезарядке.
Чтобы поддержать уровень жидкости в АКБ, обычно доливают дистиллированную воду. Однако вместе с водой выкипает и большая часть электролита, что априори снижает показатель плотности. Замерять эту величину следует на каждой банке по отдельности при температуре воздуха 20° Цельсия. Разброс значения по всем банкам не должен быть сильно заметным.
Вот как нужно грамотно увеличить концентрацию рабочей жидкости аккумулятора, если наблюдается заметное снижение показателя по отношению к норме. Процедура проводится сначала для одной банки аккумулятора.
- Определить объём старого раствора, который надо выкачать с помощью груши.
- Долить электролит со значением 1,27 г/см3 в банку, откуда был выкачан старый раствор в количестве половины его объёма. Например, если было выкачано 200 мг, то лить 100 мг.
- Потрясти аккумуляторную батарею, чтобы жидкости хорошо смешались.
- Замерить плотность ещё раз. Если значение не пришло в норму, долить еще дистиллятора в количестве четвёртой части от объёма старого раствора — 50 мг.
- Вновь потрясти батарею и замерить параметр. Операция повторяется до тех пор, пока не покажется требуемая величина плотности. С каждым разом надо заправлять свежий раствор в количестве половины от дополненного ранее электролита.
- На завершающем этапе количество недостающего объёма жидкости в банке достигается за счёт добавки дистиллированной воды.
Если плотность дистиллятора ниже 1,18 г/см3, одной заменой электролита не обойтись. В этом случае нужно будет заменить кислоту. Процесс осуществляется по той же схеме, что и выше. Если же данная величина совсем низкая — 0,5 г/см3, потребуется полная замена жидкости.