Аккумулятор автомобильный: принцип работы, выбор

Ключевым источником электрической составляющей современного автомобиля является аккумулятор. Без данного элемента невозможен запуск двигателя. Сокращённо аккумуляторную батарею называют АКБ или «аккум».

Что такое автомобильные аккумуляторы

Varta аккумулятор
Varta аккумулятор

АКБ состоит из нескольких блоков. Она представляет собой химический источник электрического тока с многоразовым действием. Это позволяет использовать батарею для запусков автомобильного мотора на протяжении нескольких лет. Например, при должном уходе оригинальная качественная батарея способна прослужить до 12 лет.

По сути, аккумулятор является накопительной батареей и автономным источником электропитания автомобиля. Как правило, он состоит из 6 энергоподающих двухвольтовых блоков. Последние, в свою очередь, состоят из нескольких свинцовых пластин, покрытых кислотным веществом активного действия. Пластины бывают положительными (покрыты двуокисью свинца) и отрицательными (с мелкопористыми молекулами свинца). Они заливаются электролитом, состоящим на 65 процентов из воды и на 35 процентов из серной кислоты.

«Аккум» питает током стартер автомобиля, инжектор, световое оборудование и блок управления двигателем. На электрокарах он вообще является основным источником энергии, а не вспомогательным. Объединение нескольких элементов в единую батарею позволяет получать большое результирующее напряжение — каждая банка по 2,1 вольта. В итоге аккумулятор выдаёт приблизительный ток в 12,6 вольт.

Виды аккумуляторов

В автомобилях используется обычный свинцово-кислотный стартерный аккумулятор. Он может быть нескольких разновидностей:

  • сурьмянистый — устаревший вид, содержащий более 5% сурьмы, требует частого обслуживания;
  • малосурмянистый вариант с малым содержанием сурьмы (меньше 5%), также требующих заливания электролита и дистиллированной воды, но уже не так часто — другое название этих АКБ — обслуживаемые;
  • кальциевый — вместо сурьмы в свинцовых решётках используется кальций;
  • гибридный — имеет несколько наименований — Ca+ или Ca/Sb;
  • электролитовые гелевые и AGM — современные разновидности безопасных батарей;
  • щелочный — редкий вид АКБ, где вместо кислоты используется щёлочь;
  • литий-ионный — другое название Li-ion, имеет низкую степень саморазряда.
Гелевая АКБ
Гелевая АКБ

Как правило, сегодня автомобилисту чаще предлагают малосурмянистый и кальциевый разновидности. По сути, это выбор между обслуживаемой и необслуживаемой батареей. В первом случае, владельцу машины придётся время от времени доливать электролит в банки и периодически следить за уровнем кислоты. В случае эксплуатации кальциевого аккумулятора необходимость в проверке плотности жидкости отпадает. Однако владельцы таких моделей должны понимать, что несколько сильных разрядов необратимо сократят ёмкость и снизят заряд аккумулятора. Придётся либо менять батарею, либо ремонтировать (высверливать отверстия для залива нового электролита). Отдельного внимания заслуживает комбинированный вариант — гибридный. В нём разработчики попытались объединить преимущества сурьмянистого и кальциевого источника питания.

Сурьмянистый и щелочный разновидности практически не применяются сегодня. Первый вид аккумулятора сильно устарел, более не используется, так как требует постоянного доливания жидкости. Щелочная же АКБ стоит больше обычных кислотных, имеет меньшее напряжение и значительно велика по размерам. Поэтому не пользуется высоким спросом.

Практически то же самое можно сказать про гелевый и литий-ионный разновидности батарей. Это новые виды АКБ, заслужившие пока что положительные отзывы лишь технически. Стоят они дорого, их редко покупают автомобилисты.

Вид АКБМалосурьмянистыеГибридныеКальциевые
Сплав (состав) пластинСвинцобые пластины без добавокмалосурьмянистые, с добавлением кальция или серебраПластины с кальцием или серебром
ПреимуществаЛегкость зарядкиОтносительная легкость зарядки и невысокий расход водыОчень низкий расход воды,саморазряд
НедостаткиВысокий расход воды,подверженность саморазрядуРасход воды больше,чем у кальциевых,глубоких разрядов боится больше,чем малосурьмянистые3 - 4 глубоких разряда - и батарея уже не восстанавливается
Для каких автоСтарые отечественные автомобилиНовые отечественные и большинство иномарокПоследние модели иномарок (мощный генератор и надежное электрооборудобание)
Цены,руб.от 2000 рублейот 2500 рублейот 3000 рублей
ПримерыПодольск,КурскийHop Energy,ИстокTopla,Westa,Big city

Принцип работы

Те процессы, которые происходят в автомобильной батарее, можно описать сложной химической реакцией. Она и есть главный принцип работы мощного ящика, покрывающего всю электросистему автомобиля необходимым количеством тока. Важнейшей функцией аккумулятора является не только электробеспечение, но и гарантирование постоянства силы напряжения.

Таким образом, образуемые внутри аккумулятора химические процессы приводят к появлению электрического тока. Больше всего его уходит на обеспечение стартера во время пуска мотора. Затем уже двигатель начинает вращать генератор, который посылает теперь уже напряжение обратно в накопительный источник. И здесь вновь происходит химическая реакция: аккумулирование или сохранение энергии с целью дальнейшей отдачи на тот же стартер и другие системы.

Помимо стартера, аккумулятор в автомобиле обеспечивает током:

  • кондиционер;
  • акустическую систему;
  • оптику и лампочки салона;
  • дворники.

Автомобильная батарея оснащена двумя полюсами — положительным и отрицательным (анодным и катодным). Анодная сетка покрывается свинцовым оксидом, катодная — непосредственно свинцом. Положительные электроды приносят электроны, а отрицательные — освобождают их. Во время заряда АКБ происходит окисление свинца на аноде, электролит (жидкость) насыщается серной кислотой, и удельный вес дистиллятора повышается. Напротив, при разрядке или подаче тока на автомобильные системы удельный вес электролита понижается. Эти процессы происходят постоянно, но всегда исправный и рабочий аккумулятор должен выдавать сокровенные 12 вольт.

Принцип работы АКБ
Принцип работы АКБ

Какой аккумулятор выбрать

На что обратить первоочерёдное внимание при выборе АКБ — на цену, габариты или бренд? Проведём своеобразный ликбез, узнаем о том, какой батареей для своего автомобиля желательно обзавестись.

Рекомендуется покупать такой аккумулятор, который бы свободно уместился в отведённой для него нише автомобиля. Будь это подкапотное пространство, багажник или ещё что-то, батарея не должна быть меньше или больше предназначенного места.

Второй момент касается соединения. Речь о том, с какой стороны расположены клеммы полярности и какой они формы. Например, на некоторых машинах выводы отличаются не только по расположению, но и по конструкции. Они могут просто не подойти к подобранному аккумулятору, и тогда придётся докупать ещё новые клеммы.

Третий момент, это выбор бренда. Желательно в этом случае не «клевать» на новинки по низкой стоимости или красивые этикетки. Рекомендуется отбирать модели, представленные от следующих фирм:

  • Varta;
  • Tyumen;
  • Medalist;
  • Mutlu;
  • Titan;
  • Banner;
  • Topla;
  • Bosch;
  • «Актех»;
  • «Зверь»;
  • A-mega.

Естественно, от марки АКБ будет зависеть и её цена. Хорошие, качественные батареи стоят около 3-4,8 тыс. рублей. Если это гелевая разновидность или AGM, то в два раза дороже.

МаркаРазновидностьХарактеристики
VARTA Blue Dynamic D59Свинцово-кислотнаяЁмкость 60 А·ч, ток холодной прокрутки — 540 Ампер. Размер аккумулятора (ширина/длина/высота) — 175 мм × 242 мм × 175 мм. Производится на территории Чехии. Средний срок службы указывается на уровне 7 лет. Судя по отзывам, аккумулятор отлично работает даже после двух-трех лет хранения в гараже в полузаряженном состоянии. То есть, его пластины не осыпаются, а он сам не «коротит». Заводская гарантия на аккумулятор составляет 18 месяцев. Масса — 15 кг. Стандарт — евро, толщина клемм — евро. Средняя цена по состоянию на начало 2019 года составляет порядка 5000 рублей.
BANNER POWER BULLКальциеваяЁмкость 63 А·ч, с размерами 241 мм × 175 мм × 175 мм (длина/ширина/высота). Примерная цена на 2019 год составляет около 6600 рублей.
VARTA Silver Dynamic AGM D52AGMЁмкость 60 А·ч. Эти аккумуляторные батареи производятся американской компанией Johnson Controls, которая имеет юридические права на их выпуск. Их устанавливают на многие европейские машины в качестве оригинальных. Значение пускового тока — 680 Ампер. Размер (ширина/длина/высота) — 175 мм × 242 мм × 190 мм. Примерная цена 10 тысяч рублей.
Тюмень Premium 6СТ-60Свинцово-кислотнаяВесит 16 килограмм. Ёмкость аккумулятора составляет стандартные 60 А·ч, пусковой ток — 510 Ампер, заявленное время работы на резервной емкости — 98 минут. Размер батареи — 242 мм × 175 мм × 175 мм. Конструкция подразумевает легкий доступ к банкам для контроля за состоянием электролита и его доливания при необходимости. Средняя цена такого аккумулятора на начало 2019 года составляет порядка 3500 рублей.
Topla Energy 60КальциеваяИмеет общую емкость 60 А·ч, пусковой ток — 600 Ампер. Размеры корпуса — 242 мм × 175 мм × 190 мм. Масса снаряженного аккумулятора — 14,5 килограмма. По заявлениям производителя минимальный срок службы такого аккумулятора составляет не менее 5 лет, а заводская гарантия составляет 3 года. Стоимость такого аккумулятора составляет около 4500 рублей.
Зверь 6СТ-60 L3УСвинцово-кислотнаяЕмкость батареи — 60 А·ч, пусковой ток — 600 Ампер по стандарту EN. Масса снаряженного корпуса — 16 килограмм. Имеет конусные клеммы и стандартные размеры — 242 мм × 175 мм × 190 мм. Цена аккумулятора на состоянию на начало 2019 года составляет порядка 5000 рублей.
Mutlu Calcium Silver 60КальциеваяЁмкость батареи составляет 60 А·ч, а ток холодного пуска — 540 Ампер. Размер корпуса — стандартный, европейский, 242 мм × 175 мм × 190 мм. На корпусе аккумулятора имеется наклейка производителя с информацией о том, что батарею можно использовать при температуре до -41 градуса по Цельсию. Соответственно, он отлично подойдет для использования в северных широтах хотя и производится на территории Турции. Средняя стоимость аккумулятора составляет около 5000 рублей.
BANNER STARTING BULLКальциеваяБатарея емкостью 60 А·ч и током холодного пуска 480 Ампер. Полярность — прямая, тип клемм — стандартная, корпус — Европа. Размеры (длина/ширина/высота) — 241 мм × 175 мм × 175 мм. Масса батареи — 14,4 кг. Производится на территории Австрии, гарантия составляет 24 месяца.
TITAN STANDARTГибриднаяЁмкость 60 А·ч. корпус — европейский, его размеры — 242 мм × 175 мм × 190 мм. Ток холодной прокрутки немного меньше, чем у более «продвинутых» аналогов, и составляет 540 Ампер. Цена около 3800 рублей.
BANNER RUNNING BULL AGMЁмкость 60 А·ч Производится на территории Австрии. Пусковой ток аккумулятора составляет 640 Ампер. Размер корпуса — 241 мм × 175 мм × 190 мм (длина/ширина/высота). Масса — 17 килограмм. Гарантия на оригинальную продукцию составляет 24 месяца. Стоимость 10-11 тыс. рублей.
BOSCH S4 005 SilverКальциеваяЕмкость — 60 А·ч, пусковой ток — 540 Ампер, размеры — 242 мм × 175 мм × 190 мм, масса — 15 килограмм. Тип нижнего крепления — В13, тип зажима — европейский, страна-производитель — Германия, гарантия — 12 месяцев.

Что делать, если сел аккумулятор

Обычно причина севшего АКБ — банальная забывчивость человека, оставившего на всю ночь включённой подсветку в машине, салонное освещение или магнитолу. Существуют и другие, более серьёзные причины. Одна из них, когда батарея отслужила свой эксплуатационный срок.

Как бы там ни было, севшая АКБ неспособна завести двигатель. И неприятная ситуация может застать владельца машины в самый неожиданный момент. Что делать в этой ситуации, знают не многие. Если на старых машинах была возможность раскрутить коленвал специальной металлической ручкой, то современные автомобили такой вариант исключают. Но смекалистые отечественные водители придумали несколько интересных способов и в этих случаях.

  1. Запустить машину «с толкача». Применяется водителями уже не один десяток лет, отличный способ завода двигателя. Принцип действия заключается в том, чтобы привести коленвал во вращение посредством трансмиссии. Перед толканием следует перевести рычаг коробки на вторую или заднюю скорость (если движение назад), и включить зажигание. Необязательно толкать машину, работает также вариант с буксировкой.
  2. Метод «прикуривания». Наиболее приемлемый способ запуска в городских условиях. Подходит для всех машин. Принцип действия основан на получении заряда от другого аккумулятора. Соединение двух батарей осуществляется специальными проводами с наконечниками типа «крокодил».
  3. Пуско-зарядное устройство или ПЗУ даёт возможность быстро реанимировать севшую АКБ. Донором тока служит зарядочник.
  4. Способ «стропы». В этом случае раскручивается одно ведущее колесо автомобиля. Также оказывается воздействие на коленвал, но уже через привод. Естественно, машину надо поднять на домкрат, а на колесо намотать прочную верёвку или буксировочный трос (длиной не меньше 5 метров). Затем остаётся резко потянуть за трос — зажигание должно быть включённым, скорость четвёртая. Однако этот способ работает только с моторами до 1,5 литра, оборудованными МКПП.
Провода с крокодилами для прикуривания
Провода с крокодилами для прикуривания

Следите за АКБ своего автомобиля, и тогда она прослужит верой и правдой не один год. Запустить мотор всегда будет легко и просто, даже в самые лютые морозы.

Добавить комментарий