Почему глохнет двигатель на холостом ходу инжектор: поиск причины
Большинству опытных водителей знакома ситуация, когда силовой агрегат глохнет на ХХ или нестабильно функционирует при езде. Важно знать, где нужно посмотреть, и уметь подкрутить что требуется, для нормализации ситуации. К сожалению, многие в таких ситуациях теряются, не знают, как им быть.
Взаимосвязь двигателя и подсистем автомобиля: теория
Содержание
Для понимания теории возникновения такой ситуации, необходимо представлять себе, как именно функционирует силовой агрегат автомобиля. Стоит понимать, что работа ДВС на любых режимах зависит от таких факторов, как:
- состав ТВС;
- исправность ТНВД и насоса;
- УОЗа или УОВТ (для дизелей);
- компрессии;
- состояния искрообразующих элементов;
- работы ГРМ и многого другого.
Если в одной из систем автомотора возникнут нарушения, то это автоматически приведёт к изменению режима функционирования. Например, если уменьшится компрессия, доля газов, появляющихся в процессе химического распада, не будет участвовать в общей работе, а только мешать. В результате сила напора на поршень снизится, спадут обороты, и двигатель заглохнет.
То же самое можно сказать про систему смазки и генератор. Если напряжение гена падает по какой-нибудь причине, и снижается эффективность смазки, обороты двигателя становятся ниже требуемого уровня. И наоборот, если идут вниз обороты, уменьшается напряжение. Всё это приводит к возрастанию количества энергии, необходимой для вращения кривошипа.
Если работа двигателя стабилизируется после нажатия педали акселератора, будь это в режиме ХХ или на дороге, значит, наблюдается небольшой сбой одной из систем мотора (если инжектор) или сбой системы ХХ (если карбюратор). Если и это не помогает, мотор надо везти на профессиональную диагностику.
Причины остановки ДВС и способы решения
Обычно, если мотор глохнет в этом режиме, рекомендуется заострить внимание на нескольких элементах. Часто именно они забиваются грязью или пылью, особенно в сельской местности, у автовладельцев, которым нравится погонять по полям и лесам.
Регулятор ХХ
Регулятор ХХ или РХХ – это устройство, стабилизирующее обороты холостого хода. Во время функционирования мотора в этом режиме для стабильной его работы внутрь должна поступать определённая доля воздуха. Она регистрируется ДМРВ, а контроллер осуществляет подачу горючего соответственно, на основе показаний датчика.
Что касается количества оборотов, то их показатель отслеживается по ДПКВ. Однако именно регулятор ХХ контролирует поступление воздуха в обход воздушного клапана.
Работу РХХ можно представить себе ещё так: когда силовой агрегат прогрет, обороты поддерживаются контроллером, основываясь на информации датчиков, а когда мотор холодный – контроллер регулирует обороты за счёт РХХ, увеличивая их, тем самым, обеспечивая прогрев.
На автомобилях с РХХ движение можно начинать сразу, не прогревая мотор, как это рекомендуется делать в обычных случаях. Примечательно, что самодиагностика регулятора не предусмотрена, по этой причине при его сбоях «Чек» не загорается. Определить неисправность регулятора можно по признакам, схожим с неисправностями ДПДЗ, хотя во втором случае обязательно загорается индикатор неисправностей.
Вот какие симптомы могут свидетельствовать о проблемах с РХХ.
- Двигатель резко останавливается при выключении какой-либо передачи.
- Обороты мотора самопроизвольно меняются (понижаются/повышаются).
- В режиме ХХ силовой агрегат функционирует нестабильно.
- При запуске мотора на холодную не получается повысить обороты.
- При включении оптики и других дополнительных потребителей в режиме ХХ обороты двигателя снижаются.
Для обеспечения нормальной работы РХХ рекомендуется придерживаться следующего алгоритма установки:
- Перед установкой датчика обесточить блок управления, отсоединив клемму.
- Постараться выдержать соответствующее расстояние между концом иглы регулятора и фланцем – приблизительно 23 мм.
- Надеть клеммы АКБ на место.
- Включить зажигание, но ДВС не запускать на секунд десять. Этого времени хватит, чтобы электроника сделала калибровку РХХ.
- Запустить мотор, проверить, как всё работает.
Внимание! Если не отсоединять клеммы, электроника не проведёт калибровку регулятора.
Дроссельный узел
С течением времени пробег инжекторного автомобиля увеличивается. Соответственно, дроссельный узел нуждается в чистке. Многие опытные автовладельцы рекомендуют делать это периодически, в профилактических целях.
Для очистки понадобится подготовить:
- аэрозоль для промывки карбюратора;
- компрессор (рекомендуется).
Теперь сам процесс пошагово.
- Открутить хомуты, фиксирующие шланги к ДУ. Отсоединить также колодки от двух датчиков – РХХ и ДПДЗ.
- Далее нужно скинуть трос акселератора.
- Вытащить ДУ. Проверить состояние узла визуально.
- Снять РХХ, находящийся внутри дросселя. Проверить, нет ли нагара под датчиком. Как правило, если нагара нет во внешней камере, то под регулятором его будет полно (на автомобиле с пробегом).
- Прочистить аэрозолем иглу РХХ. Обработать также все полости, затем протереть тряпкой, но работать максимально аккуратно, чтобы не повредить внутренние поверхности (они крайне чувствительны к повреждениям). По этой причине рекомендуется осуществлять просушку компрессором.
Воздушный фильтр
Если двигатель продолжает глохнуть, надо искать причины в фильтрах. Зону поиска мы снизили, исключив РХХ и дроссельный узел. Следующий элемент, попадающий под сомнение — воздушный фильтр.
На инжекторных автомобилях его снимать несложно.
- Нужно открыть капот автомобиля.
- Затем отсоединить ДРВ.
- Найти четыре винта, крепящих корпус фильтра, и открутить их фигурной отвёрткой.
- Вынуть фильтр, осмотреть, если он грязный, заменить.
Фильтр на инжекторных двигателях настроен на оптимальную и универсальную работу – препятствовать прохождению пыли, не затрагивая чистый воздушный поток. На Вазах они представляют собой малоразмерные детали панельного типа, через которые впрысковые Жигули поглощают воздух. Устанавливаются также цилиндрические воздушные фильтры, но панельные выглядят миниатюрнее, да и эффективнее они за счёт использования специальной бумаги с высокими показателями очищения.
Топливный фильтр
Он предназначен для очистки горючего, подаваемого в цилиндры двигателя, от примесей, грязи и мельчайших частичек. В топливо сор попадает по разным причинам, в том числе это бывает связано с физико-химическими процессами.
Если фильтры вовремя не менять, грязь забьёт топливные каналы, что и спровоцирует нестабильную работу двигателя в режиме ХХ, затруднит пуск и т.д.
Заменить фильтр на автомобилях Ваз можно своими руками.
- Машину надо поднять на эстакаду или поставить на яму.
- Найти фильтр, который расположен за топливным баком под днищем, возле глушителя.
- Теперь следует открутить оба штуцера патрубков (один подводит топливо из бака, другой – отводит его к форсункам). Работать надо ключами на 19 М.
- Снять фильтр, зафиксировав, какой стороной смотрит стрелка на корпусе.
- Поставить новый фильтр, стрелка смотрит, как и на старом фильтре.
Система впрыска
Большой опыт, накопленный организациями, специализирующимися на ремонте и диагностике силовых агрегатов, позволяет утверждать, что существенную долю неполадок в системах впрыска составляют ошибки в гидравлике. Часть элементов вообще не имеет дефектов на фоне закоксования форсунок. Проблема загрязнения элементов системы впрыска – распространённая и известная. Большинство экспертов сходится во мнении, что причиной этого является низкое качество топлива.
Нерастворимые в топливе примеси оседают на конце элементов впрыска. Активнее проходит процесс на неработающем моторе, в первые десять минут, когда в форсунках ещё имеется остаточное давление.
Как бы ни совершенствовались форсунки, как бы конструкторы не боролись с их конструкцией, пытаясь устранить эффект отложений, он происходит. И двигатель автомобиля, как холодный инжектор, так и горячий, может глохнуть в режиме ХХ.
Сегодня на рынке можно найти много эффективных средств очистки форсунок, включая и специальные установки. В любом случае качество очистки определяется свойствами сольвента. Практически все установки одинаковы по конструкции, но различаются по стоимости. Как правило, лучшими являются те установки, которые не имеют изнашивающихся частей, а, следовательно – и ограничений по сроку службы.
К основным неисправностям инжектора, сказывающимся на работе двигателе в режиме ХХ, относятся также: сбой или выход из строя катушки, обрыв проводов, поломка свечек и т.п. Все шланги, уплотнители, заглушки коллектора рекомендуется проверить. Подсос воздуха системой можно выявить, например, с помощью генератора дыма.
Очевидно, что если самостоятельно не удалось выявить причину остановки силового агрегата в нужном режиме, холостой ход не восстановился, следует обратиться к специалистам. Они проведут полноценную диагностику, с использованием высокопрофессионального оборудования. В любом случае, если самостоятельно искать всё наугад, обойдётся это в разы дороже, чем единоразовая диагностика в СТО. А если учитывать ещё и время, затраченное на поиск, плюсы обращения в специализированный центр видны сразу.