Клапан топливного насоса высокого давления
Клапан топливного насоса применяется в современных насосах высокого давления, как на дизельном, так и на бензиновом агрегате. Применение нашли несколько разновидностей клапанов. Являясь одним из основных устройств автомобиля, ТНВД представляет собой довольно сложную конструкцию. В число его элементов входят: нагнетательный клапан топливного насоса, всасывающий, отсечный и др.
Разновидности клапанов
Содержание
В современных ТНВД используется несколько клапанов. Один из главных – нагнетательный. Рассмотрим его функции и задачи.
- В одну из задач нагнетательного клапана входит препятствование проникновению газов из двигателя внутрь ТНВД.
- Благодаря этому клапану уменьшается подтекание форсунок, остановка впрыска форсунок проводится резко и моментально.
- Он обеспечивает улучшение наполнения насоса топливом.
- Создаёт в системах остаточное давление и позволяет уменьшать его, что даёт возможность чётче выдерживать фазы впрыска, и лучше контролировать процесс.
- Нагнетательный клапан корректирует подачу горючего, приближая характеристику к идеальной.
Принято различать нагнетательные клапаны по типу: цилиндрический вариант, комбинированный, грибовидный и т. д.
Грибовидный нагнетательный клапан | |||||||||||||||||
Наибольшее распространение | Дизельные системы | ||||||||||||||||
Клапанс отсасывающим пояском | Прижимается к гнезду пружиной а его подъем зависит от ограничителя | ||||||||||||||||
Принцип действия | В процессе нагнетания топливо давит снизу на грибок клапана, вследствие чего он поднимается и открывает доступ к форсунке. При прекращении подачи пружина опускает клапан вниз, а затем плотно прижимает его к гнезду. При входе отсасывающего пояска в направляющую происходит увеличение объема нагнетательной линии и снижение давления в системе. | ||||||||||||||||
Цилиндрические клапаны | |||||||||||||||||
Форма | Стакан | ||||||||||||||||
Масса | Масса цилиндрических клапанов по сравнению с грибовидными меньше. Они позволяют обеспечить заметное уменьшение объема штуцера. | ||||||||||||||||
Пластинчатые клапаны | |||||||||||||||||
Устройство | Просты по устройству, обладают малой массой, поэтому малоинерционны. | ||||||||||||||||
Принцип действия | При повышении давления поднимаются обе пластины. Когда нижняя пластина упирается в выступ гайки, верхняя продолжает передвигаться вверх и открывает доступ топливу к штуцеру. | ||||||||||||||||
Комбинированные клапаны | |||||||||||||||||
Назначение | Комбинированные клапаны применяют для устранения колебаний в нагнетательном топливопроводе. | ||||||||||||||||
Принцип действия | Клапансостоит из двух пластиодна из которых нагружена пружиной. При ходе нагнетания пластина 1 передвигается вверх и выступами упирается в корпус. Топливо проходит через отверстие в нижней пластине, обтекает верхнюю пластину и поступает в нагнетательный топливопровод. После отсечки давлением топлива верхняя пластина прижимается к нижней, разобщая топливопровод и насос высокого давления. | ||||||||||||||||
Двойные клапаны | |||||||||||||||||
Сфера применения | Двойные клапаны устанавливают в ответственных тяжелых дизелях. | ||||||||||||||||
Назначение | Наличие двух последовательно расположенных клапанов обеспечивает большую надежность работы топливной системы, так как создается большая герметичность узла. Кроме того, в случае выхода из строя одного из них при заедании или попадании под конус твердых загрязнений другой продолжает самостоятельно выполнять функции разобщения трубопровода и насоса. |
Немного о ТНВД
Основная функция ТНВД – подавать горючее в двигатель. Если по каким-то причинам этот насос портится, его наладка должна производиться только на высокопрофессиональном оборудовании, специалистами своего дела. Иначе ни о каком качественном ремонте и речи быть не может.
Как правило, наладка ТНВД нужна бывает по причине использования владельцем автомобиля некачественного горючего. Однако, это не единственная причина. То же самое происходит, если залить в мотор низкосортное масло, допустить попадание в цилиндры твёрдых частиц грязи и т. п. Всё это крайне отрицательно скажется на работе нагнетателя, из строя выйдут плунжерные пары, установка которых – дело не одной минуты.
По причине неисправного насоса высокого давления могут пострадать форсунки, отвечающие за впрыск топлива. Главными симптомами неисправности в работе ТНВД и форсунок являются – дымность выхлопа, повышение расхода топлива, снижение производительности и т. д.
Если раньше ТНВД оснащались только дизельные агрегаты, то сегодня и некоторые бензиновые моторы стали ими укомплектовываться. Одновременно должен быть установлен блок управления, контролирующий подачу горючего. Дозировка осуществляется по времени и количеству.
Блок управления обязан быть электронным и мощным. Другими словами, он должен реагировать на сигналы от множества датчиков, в том числе от регуляторов положения педали газа, ДВВД, ДТОЖ и других датчиков. После обработки этих самых сигналов, ЭБУ посылает уже рассчитанный, суммированный импульс в ТНВД, последний же обеспечивает подачу того или иного количества горючего к элементам впрыска.