Стартер Газ-53
Газ-53 уже много лет не выпускается, но продолжает активно эксплуатироваться на территории нашей страны. Многие запчасти на него, в том числе стартер, удаётся найти в хорошем состоянии на разборках. А в магазинах продаются аналоги оригинального устройства — редукторные электродвигатели.
Характеристики стартера
Содержание
На Газ 53 устанавливался пускатель БАТЭ СТ-230. Его каталожный номер 3708000 или 3708000-10. Различие между ними — в корпусе носика. На первом стартере он металлический, на втором — алюминиевый. В настоящее время СТ-230 заменён редукторным стартером Прамо с номером 11.131.826.
Примерная стоимость белорусского устройства — 7-8 тыс. рублей (новый) и 2-3 тыс. рублей (б/у). На него продаётся много расходников по низкой цене. Например, втягивающее реле стоит всего 1000 рублей, бендикс — 300 рублей.
Пускатель фиксируется на картер сцепления по левую сторону от ДВС. Схема устройства проста, практически не отличается от модели легковых авто:
- корпус стартера металлический, форма — цилиндр;
- статорная обмотка находится внутри корпуса, размещена вдоль стенок;
- якорь вращается в трех втулках — одна расположена в передней крышке;
- щёточный узел стандартный, элементы взаимодействуют с коллектором;
- передняя крышка закрывает щётки, предохраняя детали от грязи, масла и влаги;
- обгонная муфта входит в зацепление с маховиком, непосредственно запускающим двигатель;
- задняя крышка служит для опоры и защиты бендикса, а также вращающегося вала;
- тягущее — замыкает соединения, непосредственно контактирует с замком зажигания автомобиля.
СТ-230 развивает 1,5 кВт, имеет правое вращение. Потребляет устройство 85-530 А тока, в зависимости от режима (с нагрузкой и без). Бендикс имеет 9 зубьев.
Распространённые неисправности
Обычно СТ-230 начинает барахлить из-за перегрузок. К примеру, если долго гонять его без перерыва. Такое часто происходит зимой, когда двигатель никак не хочет запускаться. Ещё причина — ранее зажигание, при котором мотор отдаёт обратный эффект. Из-за этого пускатель перегружается, что приводит к его различным поломкам. В частности, может лопнуть алюминиевый носик аналога 3708000-10. Не редкость также повреждение бендикса, если тягущее будет некорректно работать на заведённом двигателе.
Ниже приведены характерные признаки неисправного стартера на грузовике Газ-53:
- при запуске мотора слышен щелчок реле — подгорели пятаки тягущего или реле неисправно;
- слышно жужжание, бендикс вращается впустую — неисправна обгонная муфта либо изношены зубья маховика;
- электродвигатель вращается медленно, есть запах горелой резины — в статорной или роторной обмотке имеется пробой;
- вращение затруднено, но запаха гари нет — изношены подшипники скольжения или слабая масса на кузов.
Существует также масса других неисправностей. Наиболее частые из них: износ щёток, поломка контактов или замасливание коллектора.
Демонтаж и разборка
Алгоритм действий приведён ниже:
- обесточить аккумулятор;
- скинуть провод с тягущего;
- отвернуть управляющий кабель от электродвигателя;
- демонтировать стартер, ослабив две крепёжные гайки на 19.
Чтобы определить причину неисправности, стартер довольно часто приходится разбирать. Вот как это делается:
- скрутить гайку с нижней клеммы тягущего;
- отвернуть винты крепления реле, отделить втягивающее от электродвигателя;
- вытащить сердечник из зацепления;
- отвернуть крепления передней крышки;
- вынуть щётки — при необходимости заменить на новые;
- стянуть два длинных болта корпуса, снять корпус с обмотками статора;
- демонтировать вилку, вытащить ротор;
- сбить ограничительное кольцо, снять бендикс с якорной оси.
Полезные рекомендации
Следуйте им, чтобы стартер на грузовике прослужил долго и качественно:
- следить за поворотом ключа в замке зажигания — не оставлять в положении старт на работающем двигателе;
- повторно запускать мотор не ранее, чем через 10 секунд после 5-секундной попытки;
- не заводить мотор стартером на скорости — это создаст лишнюю нагрузку на электродвигатель;
- использовать предпусковой подогреватель в морозные дни;
- заливать соответствующее сезону масло в двигатель;
- регулярно проверять момент затяжки креплений стартера — лучше это делать каждые 10 тыс. км пробега или чаще;
- не оставлять на пусковом устройстве следов масла, периодически очищать корпус обезжиривателем или смоченной в бензине тряпкой;
- разбирать стартер при сильном замасливании, удалять грязь с внутренних деталей;
- вовремя проверять состояние щёток;
- изредка смазывать сердечник тягущего жидким маслом — веретёнкой — чтобы предотвратить залипание пятаков.
Кареа | подскажите где искать ключ проблемы иногда заводится с полоборота, а иногда поворачиваешь замок зажигания,начинаешь крутить стартер, крутит еле еле какбуд-то аккумулятор сдох , зажигание выключаешь а стартер продолжает крутить.. и даже с замка зажигания снимаем все клемы а стартер почему-то крутит. Что это? |
Охотник | Втягивающее реле меняй!!!Пятаки там все выгорели..Контакт плохой на пятаках по этому все и приваривается как сваркой..Заодно и пружины все проверь,не поломались ли. |
Кареа | а ремонту эта деталь не поддается? |
Охотник | Лучше новое поставить,не такое оно и дорогое... |
Жоржык | Ну кому как,рублуй 800 стоит,а перебрать за пол часа при наличии з/ч. |
Кареа | разобрал его, пятаки пригорели сильно, прочистил собрал и всё заработало. |
Дмитрий Зуб | я уверен что тягущее СТ больше 1200 рублей стоит |
Охотник | Втягивающее от 402 мало чем отличается.На 402 600р.а на газ-53 в два раза дороже???Спорит по этому не хочу,но цена 1200р.что то уж завышена. Да ещё на змз-53 без проблем ставят стартера от змз-402,главное найти длинные болты с гайками...В этом по цене стартера выигрывают... |