Стартер Газ-53

Газ-53 уже много лет не выпускается, но продолжает активно эксплуатироваться на территории нашей страны. Многие запчасти на него, в том числе стартер, удаётся найти в хорошем состоянии на разборках. А в магазинах продаются аналоги оригинального устройства — редукторные электродвигатели.

Характеристики стартера

На Газ 53 устанавливался пускатель БАТЭ СТ-230. Его каталожный номер 3708000 или 3708000-10. Различие между ними — в корпусе носика. На первом стартере он металлический, на втором — алюминиевый. В настоящее время СТ-230 заменён редукторным стартером Прамо с номером 11.131.826.

Стартер БАТЭ СТ-230Примерная стоимость белорусского устройства — 7-8 тыс. рублей (новый) и 2-3 тыс. рублей (б/у). На него продаётся много расходников по низкой цене. Например, втягивающее реле стоит всего 1000 рублей, бендикс — 300 рублей.

Пускатель фиксируется на картер сцепления по левую сторону от ДВС. Схема устройства проста, практически не отличается от модели легковых авто:

  • корпус стартера металлический, форма — цилиндр;
  • статорная обмотка находится внутри корпуса, размещена вдоль стенок;
  • якорь вращается в трех втулках — одна расположена в передней крышке;
  • щёточный узел стандартный, элементы взаимодействуют с коллектором;
  • передняя крышка закрывает щётки, предохраняя детали от грязи, масла и влаги;
  • обгонная муфта входит в зацепление с маховиком, непосредственно запускающим двигатель;
  • задняя крышка служит для опоры и защиты бендикса, а также вращающегося вала;
  • тягущее — замыкает соединения, непосредственно контактирует с замком зажигания автомобиля.

СТ-230 развивает 1,5 кВт, имеет правое вращение. Потребляет устройство 85-530 А тока, в зависимости от режима (с нагрузкой и без). Бендикс имеет 9 зубьев.

Распространённые неисправности

Обычно СТ-230 начинает барахлить из-за перегрузок. К примеру, если долго гонять его без перерыва. Такое часто происходит зимой, когда двигатель никак не хочет запускаться. Ещё причина — ранее зажигание, при котором мотор отдаёт обратный эффект. Из-за этого пускатель перегружается, что приводит к его различным поломкам. В частности, может лопнуть алюминиевый носик аналога 3708000-10. Не редкость также повреждение бендикса, если тягущее будет некорректно работать на заведённом двигателе.

Ниже приведены характерные признаки неисправного стартера на грузовике Газ-53:

  • при запуске мотора слышен щелчок реле — подгорели пятаки тягущего или реле неисправно;
  • слышно жужжание, бендикс вращается впустую — неисправна обгонная муфта либо изношены зубья маховика;
  • электродвигатель вращается медленно, есть запах горелой резины — в статорной или роторной обмотке имеется пробой;
  • вращение затруднено, но запаха гари нет — изношены подшипники скольжения или слабая масса на кузов.

Существует также масса других неисправностей. Наиболее частые из них: износ щёток, поломка контактов или замасливание коллектора.

Демонтаж и разборка

Алгоритм действий приведён ниже:

  • обесточить аккумулятор;
  • скинуть провод с тягущего;
  • отвернуть управляющий кабель от электродвигателя;
  • демонтировать стартер, ослабив две крепёжные гайки на 19.

Чтобы определить причину неисправности, стартер довольно часто приходится разбирать. Вот как это делается:

  • скрутить гайку с нижней клеммы тягущего;
  • отвернуть винты крепления реле, отделить втягивающее от электродвигателя;
  • вытащить сердечник из зацепления;
  • отвернуть крепления передней крышки;
  • вынуть щётки — при необходимости заменить на новые;
  • стянуть два длинных болта корпуса, снять корпус с обмотками статора;
  • демонтировать вилку, вытащить ротор;
  • сбить ограничительное кольцо, снять бендикс с якорной оси.

Устройство стартера

Полезные рекомендации

Следуйте им, чтобы стартер на грузовике прослужил долго и качественно:

  • следить за поворотом ключа в замке зажигания — не оставлять в положении старт на работающем двигателе;
  • повторно запускать мотор не ранее, чем через 10 секунд после 5-секундной попытки;
  • не заводить мотор стартером на скорости — это создаст лишнюю нагрузку на электродвигатель;
  • использовать предпусковой подогреватель в морозные дни;
  • заливать соответствующее сезону масло в двигатель;
  • регулярно проверять момент затяжки креплений стартера — лучше это делать каждые 10 тыс. км пробега или чаще;
  • не оставлять на пусковом устройстве следов масла, периодически очищать корпус обезжиривателем или смоченной в бензине тряпкой;
  • разбирать стартер при сильном замасливании, удалять грязь с внутренних деталей;
  • вовремя проверять состояние щёток;
  • изредка смазывать сердечник тягущего жидким маслом — веретёнкой — чтобы предотвратить залипание пятаков.
Кареаподскажите где искать ключ проблемы иногда заводится с полоборота, а иногда поворачиваешь замок зажигания,начинаешь крутить стартер, крутит еле еле какбуд-то аккумулятор сдох , зажигание выключаешь а стартер продолжает крутить.. и даже с замка зажигания снимаем все клемы а стартер почему-то крутит. Что это?
ОхотникВтягивающее реле меняй!!!Пятаки там все выгорели..Контакт плохой на пятаках по этому все и приваривается как сваркой..Заодно и пружины все проверь,не поломались ли.
Кареаа ремонту эта деталь не поддается?
ОхотникЛучше новое поставить,не такое оно и дорогое...
ЖоржыкНу кому как,рублуй 800 стоит,а перебрать за пол часа при наличии з/ч.
Кареаразобрал его, пятаки пригорели сильно, прочистил собрал и всё заработало.
Дмитрий Зубя уверен что тягущее СТ больше 1200 рублей стоит
ОхотникВтягивающее от 402 мало чем отличается.На 402 600р.а на газ-53 в два раза дороже???Спорит по этому не хочу,но цена 1200р.что то уж завышена. Да ещё на змз-53 без проблем ставят стартера от змз-402,главное найти длинные болты с гайками...В этом по цене стартера выигрывают...
Добавить комментарий