Стартер Камаз-5490

Появление мощнейших двигателей, бортовых компьютеров и новых систем потребления тока на грузовых авто изменило минимальные требования к электрической составляющей. Теперь аккумуляторы, генераторы и пусковые устройства выходят на новый уровень. Исправный стартер Камаз 5490 гарантирует уверенный запуск мотора и отвечает требованиям, предъявляемым техническими условиями. Данный узел расположен на грузовике в общей цепи, где помимо него функционируют остальные компоненты электрики.

Оригинальный стартер: модель, расположение, устройство

Стартер БАТЭНа магистральный тягач Камаз 5490 с 6-цилиндровым бензиновым двигателем Damler OM 457LA устанавливается стартер БАТЭ СТ-142Б. 4 башмака, 2 вывода на плюсовые щётки — упрощённая модификация. Каталожные номера устройства: 3708000 и 3708000-10 (Евро-2).

Ниже приведены технические характеристики пускового устройства:

  • производство — Беларусь, Батэ;
  • номинальное напряжение — 24 вольта;
  • вращение — правое;
  • ёмкость аккумулятора — 190 А/ч;
  • пусковая мощность — 5,1 кВт;
  • номинальная мощность — 8,2 кВт;
  • давление пружин щёток — 2 кгс;
  • вес — 24,7 кг;
  • потребление тока тягущим реле — 26 А;
  • сила тока ХХ — до 130 А;
  • количество зубьев — 10;
  • количество оборотов якоря в режиме ХХ — 6000 в минуту.

Не менее распространён оригинальный редукторный вариант 5402.3708-01. Он такой же мощный, но весит в два раза меньше СТ-142Б.

В качестве аналогов подходят:

  • 3708-11;
  • AZF4554 (11.131.150/775) Iskra редукторный;
  • 3778 Элтра редукторный;
  • М9Т.9102 (9102.3708);
  • 3708 АЕ AVTOELECTRICA.

Камазовский стартер установлен на картере маховика, слева от ДВС. Крепится устройство по фланцевой технологии, посредством болтов и шпилек. Материал корпуса — малоуглеродистая сталь, одновременно выполняющая функции магнитопровода для полюсных сердечников. С обеих сторон имеются крышки: передняя закрывает приводной механизм, задняя — щётки и коллектор.

Включается пускатель на Камазе поворачиванием ключа в нефиксированное положение. Тягущее принудительно задействует венец маховика, посредством вращения электромотора. После запуска ДВС бендикс выходит из зацепления с зубчаткой маховика, оберегая стартер от поломок.

Как грамотно проверить стартер?

Пускатель грузовика может находиться в 3-х различных состояниях:

  • исправном — все компоненты работают идеально;
  • рабочем — выдерживается уверенный запуск двигателя, но техсостояние некоторых приборов не поддерживается;
  • неисправном — невозможно завести мотор из-за неполадок одного или нескольких элементов системы.

Отказ системы пуска вызван конкретной неисправностью, которую следует найти и исправить. Вот какие действия обычно проводятся.

Питание

Стартер непосредственно связан с аккумуляторными батареями. Ток он получает именно отсюда. Поэтому в первую очередь проверяется АКБ. Осмотру подвергаются наконечники выводов — плотность их соединения, внешнее состояние.

Амперметр КамазЧтобы прозвонить амперметр, понадобится контрольная лампочка. Доступ к выводам прибора силы тока обеспечивается после отворачивания болтов крепления щитка приборов. Индикатор подключается к амперметру последовательно, на вход и выход. Он должен гореть в обоих случаях:

  • на «+» лампочка горит — цепь до указателя тока исправна;
  • на «-» тоже горит — ток проходит и через прибор, неисправность находится дальше;
  • на «-» не горит, амперметр неисправен.

Замок (выключатель приборов)

Отдельно тестируется выключатель приборов и стартера. Делается это так:

  • снять щиток приборной панели в зоне ограждения электродвигателей системы обогрева;
  • отвернуть крепёжную гайку выключателя приборов;
  • снять замок с панели, оставив в висящем положении;
  • подсоединить контрольную лампу на вывод «АМ», куда штатно вдевается красный провод (перед тестом скинуть) — индикатор должен гореть, символизируя исправность цепи до выключателя;
  • вдеть красный провод на место, повернуть ключ в положение «2», соединить индикатор с выводом «СТ», куда вдевается зелёный провод — лампочка должна гореть, символизируя исправность стартера.

Реле блокировки/включения стартера

Реле включения находится в монтажном блоке. На его вывод «К» от амперметра проводят «+» — должен слышаться щелчок. Чтобы убедиться в замыкании контактов и реле, контрольную лампу подключают к выводу «С», куда вдевается чёрный провод. Если индикатор не горит — контакты не замыкаются.

Реле блокировки устанавливается под откидной крышкой, вместе с предохранителями. Собрано на полупроводниках, проверяется специальным прибором — контрольная лампа здесь не подходит. В процессе проверки исправности стартера, данный предохранитель необязательно тестировать.

Тягущее реле

Для проверки используется аккумуляторная батарея. От неё проводится «+» к выводу тягового реле. Втягивающее считается исправным, если электромотор начинает вращаться после поступления тока. В противном случае тестируется напряжение на косе, идущей от тягущего к стартеру. Здесь возможен обрыв провода или окисление нижнего, выводящего болта.

Втягивающее проверка

Посредством аккумуляторной батареи проверяется также работа бендикса. Другими словами, как он выходит и вращается. Обгонную муфту следует проверить ещё визуально. Не должно быть съеденных зубьев, бендикс должен вращаться только в одну сторону!

Тестером рекомендуется проверять обмотки тягущего реле — один щуп прибора на контакт выключателя зажигания, другой — на включенное зажигание и корпус. Нормальное сопротивление — в пределах 1-1,5 Ом.

Электродвигатель

Данный тест осложняется тем, что нужно стартер демонтировать с машины. Это занимает не меньше 30 минут. Примерно столько же уйдёт на поэтапную проверку.

  1. Мультиметром диагностируются пробои обмотки, поступление тока на щётки.
  2. Визуально контролируются повреждения коллектора, подшипников и стартерного корпуса.
  3. Аккумулятором — вращение моторчика.
  4. ППЯ — обрывы в якоре.

Диагностика электромотора последовательно:

  • подключить аккумулятор проводом «+» к нижнему контакту реле, «-» — к корпусу стартера — исправный электродвигатель должен вращаться;
  • 12-вольтовую лампочку подсоединить одним концом на щеткодержатель, а другим на корпус — не должно гореть, иначе щётки под замену;
  • мультиметром замерить сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — должно показывать ∞, иначе есть пробой на массу;
  • тестером проверить якорь, убедиться в отсутствии пробоя — обрыв выявляется с помощью ППЯ;
  • проверить обмотку статора — должно быть в пределах 10 кОм.

Большая часть неисправностей легко устраняется заменой. Сюда относятся подшипники, щётки.

Таблица: признаки неисправности стартера Камаз 5490 и решения

Признак неисправностиЧто делать
При включении зажигания стартер не срабатываетПроверить втягивающую обмотку тягового реле: возможен обрыв цепи или короткое замыкание. В случае необходимости заменить тягущее. Также причиной неисправности может быть отсутствие контакта между коллектором и щетками. В таком случае необходимо заменить щетки или их пружины. Если после всех этих процедур стартер всё еще не работает, тогда заменить реле РС530, возможно, оно вышло из строя.
Не включается тяговое релеПроверить обмотку реле РС530, если нужно — перемотать её, проверить исправность выключателя стартера. Убедиться, что втягивающая обмотка на тяговом реле цела (возможен обрыв). В противном случае придется заменить тягущее.
При включении стартер издает повторяющиеся щелчки реле, шестерня привода задевает венец маховикаПроверить надежность контакта цепи тягового реле стартера, устранить имеющиеся неисправности. Убедиться, что исправна обмотка и контактные соединения реле РС530. При необходимости заменить реле РС530 или перемотать обмотку.
При работе стартера слышен шум шестеренНеправильно отрегулирован момент замыкания контактов тягового реле. Для устранения неисправности необходимо отрегулировать зазор между упорной шайбой и шестерней. Другая причина: забитые торцы зубьев шестерни венца маховика или привода стартера. Есть несколько способов устранения данной неисправности: 1. Заменить шестерню привода или венец маховика. 2. Восстановить зубья путём наплавки. 3. Зачистить неровности на зубьях.
Якорь стартера совершает вращения, но при этом не проворачивает коленчатый валПроверить правильность регулировки стартера. Убедиться в целостности зубьев венца маховика и шестерен привода.

Как снять пусковое устройство?

Делается это так:

  • открутить гайки корпуса пускателя и крышки реле;
  • скинуть косу-перемычку между выводным болтом тягущего и обмоткой возбуждения;
  • вывернуть болты траверсы, расположенной со стороны коллектора;
  • отогнуть замковые шайбы;
  • вытащить заднюю крышку стартера;
  • открутить щёточный узел и выводы обмотки к траверсе;
  • отвернуть регулировочный винт фланца;
  • демонтировать рычажную ось;
  • открутить переднюю крышку стартера;
  • вытащить реле;
  • вывернуть крепёжные болты, снять ограничительное кольцо;
  • вытащить якорь из корпуса стартера.
ТрАЛЗасада такая- Камаз 5490- NEO не заводится, горят ДХО и на панели горит значок пониженной передачи, стартер не крутит, воздух есть, передача выключена. Машина новая, получили 2дня назад.
АлексВ аккамуляторы лазили до этого?
ТрАЛНет еще никуда не лазили. Только что водитель отзвонился после скидывания обеих клемм минут на 15 машина завелась. Машины эти меня все больше радуют, а ведь будем их еще получать))) всего месяц как я столкнулся с этой техникой, а уже понял, что 90% проблем по электрике ремонтируются кнопкой выключения массы, ну или клему скидывают

ЛексиА у мя проблема образовалась. На ЕВРО-КамАЗах - всего три точки крепления, злосчастный верхний болт и две шпильки, к ним доступ нормальный. У меня изначально стоял стартер КамАЗ 8902.3708, он небольших размеров (мощность двигателя около 8 кВт) и его можно крепить на все три точки, верхний болт откручивается и закручивается легко с помощью трещётки, удлинителя и головки из стандартного набора. Но у него приказал долго жить бендикс. А под рукой лежал большой ЕВРОвский стартер СТ142Б1. И вот его пришлось закрепить лишь на двух шпильках. Верхний болт - ну никак, даже наживить от руки не получится. Ходит на двух точках.
ХабаровскКамазистЯ вообще не врубился,о чём разговор,не скажу за евро2,3,но простой и евро 1 имеет 1шпильку и два болта,сквозных,через картер сцепления.Ну и какая проблема их открутить? Шпилька накидным на 24,болты тоже на 24,любым ключом,рожковым,накидным и головкой.Я реально с завязанными глазами откручу эти три точки минуты за три одним накидным ключом.Стартер простой,одной рукой не поднимешь.
Слава 221решил перебрать стартер на запас, возник один вопрос при проверки ротора и статора 12в лампочкой всё нормально, а 220в лампочкой между обмоткой и корпусом лампочка негорит но между проводом и корпусом появляется искра как от пьезо зажигалки вопрос искра должна быть или нет?
Тёмыч551проблемка мужики, сегодня завел свой камаз и у меня не отошел бендикс. Я его заглушил, выключил зажигание, а двигатель все равно прокручивается, поменял реле, пробежал по проводке, все бесполезно. подскажите в чем беда?
Лексизамени контактную группу замка зажигания - у меня так было, контакт отломился и залип на постоянную, двигатель крутился не остонавливался.
КанстантинМожно ли отрегулировать положение бендикса не снимая стартера
ХабаровскКамазистМожно,но надо быть эквилибристом.У меня получалось,там выше болтика шины массы и есть регулировочная шайба.Стопорится двумя болтиками под отвёртку.Но,практика показывает,что это всё фигня.Если бендикс не доходит,значит с ним проблема,надо искать причину,или его менять.
РомамПодскажите! Поменял Щетки На Стартере И Траверзу (старое Все Згорело) Не Прикручивая Стартер Проверяю На Прямую И Замыкает Горят Провода!!! Что Может Быть?
Иваня 275Может зажат якорь или каратит гдето
КотикНачалась такая тема, с утра пришол ключ повернул слышу только щелчки, по стартеру постучал-завёлся и так третий день подряд уже, на горячую заводиться без проблем! В чём причина может быть? Что то поменять нужно или отрегулировать?
НепараПредположу что пятаки надо менять (перевернуть) на втягивающем...
Добавить комментарий