Стартер Камаз-5490
Появление мощнейших двигателей, бортовых компьютеров и новых систем потребления тока на грузовых авто изменило минимальные требования к электрической составляющей. Теперь аккумуляторы, генераторы и пусковые устройства выходят на новый уровень. Исправный стартер Камаз 5490 гарантирует уверенный запуск мотора и отвечает требованиям, предъявляемым техническими условиями. Данный узел расположен на грузовике в общей цепи, где помимо него функционируют остальные компоненты электрики.
Оригинальный стартер: модель, расположение, устройство
Содержание
На магистральный тягач Камаз 5490 с 6-цилиндровым бензиновым двигателем Damler OM 457LA устанавливается стартер БАТЭ СТ-142Б. 4 башмака, 2 вывода на плюсовые щётки — упрощённая модификация. Каталожные номера устройства: 3708000 и 3708000-10 (Евро-2).
Ниже приведены технические характеристики пускового устройства:
- производство — Беларусь, Батэ;
- номинальное напряжение — 24 вольта;
- вращение — правое;
- ёмкость аккумулятора — 190 А/ч;
- пусковая мощность — 5,1 кВт;
- номинальная мощность — 8,2 кВт;
- давление пружин щёток — 2 кгс;
- вес — 24,7 кг;
- потребление тока тягущим реле — 26 А;
- сила тока ХХ — до 130 А;
- количество зубьев — 10;
- количество оборотов якоря в режиме ХХ — 6000 в минуту.
Не менее распространён оригинальный редукторный вариант 5402.3708-01. Он такой же мощный, но весит в два раза меньше СТ-142Б.
В качестве аналогов подходят:
- 3708-11;
- AZF4554 (11.131.150/775) Iskra редукторный;
- 3778 Элтра редукторный;
- М9Т.9102 (9102.3708);
- 3708 АЕ AVTOELECTRICA.
Камазовский стартер установлен на картере маховика, слева от ДВС. Крепится устройство по фланцевой технологии, посредством болтов и шпилек. Материал корпуса — малоуглеродистая сталь, одновременно выполняющая функции магнитопровода для полюсных сердечников. С обеих сторон имеются крышки: передняя закрывает приводной механизм, задняя — щётки и коллектор.
Включается пускатель на Камазе поворачиванием ключа в нефиксированное положение. Тягущее принудительно задействует венец маховика, посредством вращения электромотора. После запуска ДВС бендикс выходит из зацепления с зубчаткой маховика, оберегая стартер от поломок.
Как грамотно проверить стартер?
Пускатель грузовика может находиться в 3-х различных состояниях:
- исправном — все компоненты работают идеально;
- рабочем — выдерживается уверенный запуск двигателя, но техсостояние некоторых приборов не поддерживается;
- неисправном — невозможно завести мотор из-за неполадок одного или нескольких элементов системы.
Отказ системы пуска вызван конкретной неисправностью, которую следует найти и исправить. Вот какие действия обычно проводятся.
Питание
Стартер непосредственно связан с аккумуляторными батареями. Ток он получает именно отсюда. Поэтому в первую очередь проверяется АКБ. Осмотру подвергаются наконечники выводов — плотность их соединения, внешнее состояние.
Чтобы прозвонить амперметр, понадобится контрольная лампочка. Доступ к выводам прибора силы тока обеспечивается после отворачивания болтов крепления щитка приборов. Индикатор подключается к амперметру последовательно, на вход и выход. Он должен гореть в обоих случаях:
- на «+» лампочка горит — цепь до указателя тока исправна;
- на «-» тоже горит — ток проходит и через прибор, неисправность находится дальше;
- на «-» не горит, амперметр неисправен.
Замок (выключатель приборов)
Отдельно тестируется выключатель приборов и стартера. Делается это так:
- снять щиток приборной панели в зоне ограждения электродвигателей системы обогрева;
- отвернуть крепёжную гайку выключателя приборов;
- снять замок с панели, оставив в висящем положении;
- подсоединить контрольную лампу на вывод «АМ», куда штатно вдевается красный провод (перед тестом скинуть) — индикатор должен гореть, символизируя исправность цепи до выключателя;
- вдеть красный провод на место, повернуть ключ в положение «2», соединить индикатор с выводом «СТ», куда вдевается зелёный провод — лампочка должна гореть, символизируя исправность стартера.
Реле блокировки/включения стартера
Реле включения находится в монтажном блоке. На его вывод «К» от амперметра проводят «+» — должен слышаться щелчок. Чтобы убедиться в замыкании контактов и реле, контрольную лампу подключают к выводу «С», куда вдевается чёрный провод. Если индикатор не горит — контакты не замыкаются.
Реле блокировки устанавливается под откидной крышкой, вместе с предохранителями. Собрано на полупроводниках, проверяется специальным прибором — контрольная лампа здесь не подходит. В процессе проверки исправности стартера, данный предохранитель необязательно тестировать.
Тягущее реле
Для проверки используется аккумуляторная батарея. От неё проводится «+» к выводу тягового реле. Втягивающее считается исправным, если электромотор начинает вращаться после поступления тока. В противном случае тестируется напряжение на косе, идущей от тягущего к стартеру. Здесь возможен обрыв провода или окисление нижнего, выводящего болта.
Посредством аккумуляторной батареи проверяется также работа бендикса. Другими словами, как он выходит и вращается. Обгонную муфту следует проверить ещё визуально. Не должно быть съеденных зубьев, бендикс должен вращаться только в одну сторону!
Тестером рекомендуется проверять обмотки тягущего реле — один щуп прибора на контакт выключателя зажигания, другой — на включенное зажигание и корпус. Нормальное сопротивление — в пределах 1-1,5 Ом.
Электродвигатель
Данный тест осложняется тем, что нужно стартер демонтировать с машины. Это занимает не меньше 30 минут. Примерно столько же уйдёт на поэтапную проверку.
- Мультиметром диагностируются пробои обмотки, поступление тока на щётки.
- Визуально контролируются повреждения коллектора, подшипников и стартерного корпуса.
- Аккумулятором — вращение моторчика.
- ППЯ — обрывы в якоре.
Диагностика электромотора последовательно:
- подключить аккумулятор проводом «+» к нижнему контакту реле, «-» — к корпусу стартера — исправный электродвигатель должен вращаться;
- 12-вольтовую лампочку подсоединить одним концом на щеткодержатель, а другим на корпус — не должно гореть, иначе щётки под замену;
- мультиметром замерить сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — должно показывать ∞, иначе есть пробой на массу;
- тестером проверить якорь, убедиться в отсутствии пробоя — обрыв выявляется с помощью ППЯ;
- проверить обмотку статора — должно быть в пределах 10 кОм.
Большая часть неисправностей легко устраняется заменой. Сюда относятся подшипники, щётки.
Таблица: признаки неисправности стартера Камаз 5490 и решения
Признак неисправности | Что делать |
---|---|
При включении зажигания стартер не срабатывает | Проверить втягивающую обмотку тягового реле: возможен обрыв цепи или короткое замыкание. В случае необходимости заменить тягущее. Также причиной неисправности может быть отсутствие контакта между коллектором и щетками. В таком случае необходимо заменить щетки или их пружины. Если после всех этих процедур стартер всё еще не работает, тогда заменить реле РС530, возможно, оно вышло из строя. |
Не включается тяговое реле | Проверить обмотку реле РС530, если нужно — перемотать её, проверить исправность выключателя стартера. Убедиться, что втягивающая обмотка на тяговом реле цела (возможен обрыв). В противном случае придется заменить тягущее. |
При включении стартер издает повторяющиеся щелчки реле, шестерня привода задевает венец маховика | Проверить надежность контакта цепи тягового реле стартера, устранить имеющиеся неисправности. Убедиться, что исправна обмотка и контактные соединения реле РС530. При необходимости заменить реле РС530 или перемотать обмотку. |
При работе стартера слышен шум шестерен | Неправильно отрегулирован момент замыкания контактов тягового реле. Для устранения неисправности необходимо отрегулировать зазор между упорной шайбой и шестерней. Другая причина: забитые торцы зубьев шестерни венца маховика или привода стартера. Есть несколько способов устранения данной неисправности: 1. Заменить шестерню привода или венец маховика. 2. Восстановить зубья путём наплавки. 3. Зачистить неровности на зубьях. |
Якорь стартера совершает вращения, но при этом не проворачивает коленчатый вал | Проверить правильность регулировки стартера. Убедиться в целостности зубьев венца маховика и шестерен привода. |
Как снять пусковое устройство?
Делается это так:
- открутить гайки корпуса пускателя и крышки реле;
- скинуть косу-перемычку между выводным болтом тягущего и обмоткой возбуждения;
- вывернуть болты траверсы, расположенной со стороны коллектора;
- отогнуть замковые шайбы;
- вытащить заднюю крышку стартера;
- открутить щёточный узел и выводы обмотки к траверсе;
- отвернуть регулировочный винт фланца;
- демонтировать рычажную ось;
- открутить переднюю крышку стартера;
- вытащить реле;
- вывернуть крепёжные болты, снять ограничительное кольцо;
- вытащить якорь из корпуса стартера.
ТрАЛ | Засада такая- Камаз 5490- NEO не заводится, горят ДХО и на панели горит значок пониженной передачи, стартер не крутит, воздух есть, передача выключена. Машина новая, получили 2дня назад. |
Алекс | В аккамуляторы лазили до этого? |
ТрАЛ | Нет еще никуда не лазили. Только что водитель отзвонился после скидывания обеих клемм минут на 15 машина завелась. Машины эти меня все больше радуют, а ведь будем их еще получать))) всего месяц как я столкнулся с этой техникой, а уже понял, что 90% проблем по электрике ремонтируются кнопкой выключения массы, ну или клему скидывают |
Лекси | А у мя проблема образовалась. На ЕВРО-КамАЗах - всего три точки крепления, злосчастный верхний болт и две шпильки, к ним доступ нормальный. У меня изначально стоял стартер КамАЗ 8902.3708, он небольших размеров (мощность двигателя около 8 кВт) и его можно крепить на все три точки, верхний болт откручивается и закручивается легко с помощью трещётки, удлинителя и головки из стандартного набора. Но у него приказал долго жить бендикс. А под рукой лежал большой ЕВРОвский стартер СТ142Б1. И вот его пришлось закрепить лишь на двух шпильках. Верхний болт - ну никак, даже наживить от руки не получится. Ходит на двух точках. |
ХабаровскКамазист | Я вообще не врубился,о чём разговор,не скажу за евро2,3,но простой и евро 1 имеет 1шпильку и два болта,сквозных,через картер сцепления.Ну и какая проблема их открутить? Шпилька накидным на 24,болты тоже на 24,любым ключом,рожковым,накидным и головкой.Я реально с завязанными глазами откручу эти три точки минуты за три одним накидным ключом.Стартер простой,одной рукой не поднимешь. |
Слава 221 | решил перебрать стартер на запас, возник один вопрос при проверки ротора и статора 12в лампочкой всё нормально, а 220в лампочкой между обмоткой и корпусом лампочка негорит но между проводом и корпусом появляется искра как от пьезо зажигалки вопрос искра должна быть или нет? |
Тёмыч551 | проблемка мужики, сегодня завел свой камаз и у меня не отошел бендикс. Я его заглушил, выключил зажигание, а двигатель все равно прокручивается, поменял реле, пробежал по проводке, все бесполезно. подскажите в чем беда? |
Лекси | замени контактную группу замка зажигания - у меня так было, контакт отломился и залип на постоянную, двигатель крутился не остонавливался. |
Канстантин | Можно ли отрегулировать положение бендикса не снимая стартера |
ХабаровскКамазист | Можно,но надо быть эквилибристом.У меня получалось,там выше болтика шины массы и есть регулировочная шайба.Стопорится двумя болтиками под отвёртку.Но,практика показывает,что это всё фигня.Если бендикс не доходит,значит с ним проблема,надо искать причину,или его менять. |
Ромам | Подскажите! Поменял Щетки На Стартере И Траверзу (старое Все Згорело) Не Прикручивая Стартер Проверяю На Прямую И Замыкает Горят Провода!!! Что Может Быть? |
Иваня 275 | Может зажат якорь или каратит гдето |
Котик | Началась такая тема, с утра пришол ключ повернул слышу только щелчки, по стартеру постучал-завёлся и так третий день подряд уже, на горячую заводиться без проблем! В чём причина может быть? Что то поменять нужно или отрегулировать? |
Непара | Предположу что пятаки надо менять (перевернуть) на втягивающем... |