Почему не срабатывает втягивающее реле стартера (ВРС)
Втягивающее реле стартера или ВРС – деталь, предназначенная для подачи импульса стартеру. Когда на пусковое устройство подаётся напряжение, бендикс выталкивается и заходит в зацепление с маховиком двигателя. Так начинается цикл такта ДВС. Однако в некоторых случаях ВРС глючит, и тогда интересно бывает узнать, почему не срабатывает втягивающее реле стартера.
Назначение узла
Содержание
ВРС осуществляет вращение маховика кривошипного вала, задействуя бендикс. Функционирование узла основано на электромагнитном действии. Главную работу в пускателе выполняет сердечник, изготовленный в виде полой трубки. Внутри него расположен якорь, оснащённый обмоткой в виде проволоки. После того, как поступает импульс с АКБ, внутри пускового устройства создаётся электромагнитное поле, которое толкает якорь внутрь трубки. Как только подача импульса прекращается, якорь выходит из сердечника.
В состав ВРС входит не только якорь, но и магнит с обмотками, контактная группа и пружина возвратного типа.
Рассмотрим каждый из компонентов по отдельности, чтобы лучше понять не только принцип функционирования, но и возможные проблемы:
- Возвратная пружина имеет свойство сжиматься, как только на неё оказывает воздействие якорь (одновременно с ходом пружины, происходит вращение бендикса);
- Магнит с обмотками внутри ВРС представляет собой пару катушек различного свойства (одна выполняет чисто втягивающие функции и соединена к электромоторчику, другая – удерживающие, и подключена она к управляющему выходу);
- На якорь, в процессе пуска, оказывает воздействие магнитполе катушки 2, не дающее ему выходить из сердечника (после запуска импульс более не поступает, поле закрывается, якорь возвращается в своё исходное положение).
Самые распространённые неполадки ВРС
К самым известным неполадкам ВРС принято относить: выход из строя внутренних составляющих, сгорание обмотки и контактной группы, износ физического свойства.
Что касается симптомов выхода из строя ВРС, то к ним относят:
- ситуацию, когда пускатель не отключается, хотя двигатель уже завёлся (он постоянно крутится, одновременно слышится жужжание);
- двигатель никак не запустится, хотя пусковое устройство периодически вращается;
- при задействовании стартера слышен щелчок, но вращения не происходит.
Учитывая тот факт, что работа ВРС базируется на принципах электромагнетизма, только при подаче импульса с реле на якорь возможна нормальная работа всей системы пуска. Если по какой-то причине напряжения не будет, то и не создастся магнитное поле, а соответственно, бендикс не будет выталкиваться и входить в зацепление с венцом маховика.
Чтобы протестировать ВРС, вовсе не обязательно снимать его с автомобиля. Достаточно будет замкнуть гаечным ключом болты контактов, расположенные на задней стороне реле, чтобы обеспечить прямую подачу тока на стартер. Если пускатель после этого заработает, и двигатель нормально запустится, значит, со стартером всё в порядке, и проблема кроется в ВРС.
Напротив, если и в этом случае пускатель не вращается, а ВРС щёлкает, то причину неисправности уже надо искать в самом стартере.
Разборные и неразборные ВРС
Наладка ВРС проводится в том случае, если не осталось никаких сомнений в его неполадке. Однако в большинстве случаев легче заменить ВРС на новое реле, чем ремонтировать. Также следует знать, что большая часть современных ВРС ремонту не подлежат из-за неразборной конструкции.
Неразборные ВРС создаются в целях надёжности узла. Как известно, закрытый со всех сторон корпус менее подвержен различным воздействиям. Однако в случае выхода его из строя, приходится менять реле на новое.
Другое дело – разборные ВРС. Несмотря на то, что они гораздо чаще выходят из строя, зато выглядят перед неразборными конструкциями значительно лучше, по крайней мере, для наших автомобилистов. Ведь такие ВРС дают возможность ремонта, и не нужно каждый раз покупать новые детали.
Итак, частыми причинами выхода из строя ВРС разборного типа становится механический привод, который со временем изнашивается, возникшее из-за попадания внутрь обмоток замыкание и сгорание контактной группы.
Определить точно неисправность можно только после разборки. Однако это не касается неисправности, связанной с замыканием обмотки. Эту неполадку можно диагностировать, воспользовавшись омметром. Измеряя сопротивление, нужно отталкиваться от стандартных значений – показатель должен составлять как минимум 10 кОм. Если нет, то это свидетельствует о замыкании обмоток, что вынудит покупать новый ВРС.
Демонтаж и сборка
Демонтаж ВРС проводится так.
- С АКБ скидываются клеммы во избежание случайного замыкания и возгорания.
- Пусковое устройство демонтируется с машины.
- Стартер рекомендуется тщательно очистить от грязи и пыли, чтобы защитить внутренние детали от мусора.
- Вывернуть крепежи щёток, снять контакт с болта ВРС;
- Винты, фиксирующие ВРС к массе, открутить.
- Снять ВРС.
Далее ВРС разбирается.
- Гайки на торцах откручиваются.
- ВРС располовинчивается.
- Изымается сердечник, который нужно заменить на новый (если неполадка связана с ним, что происходит в 99 случаях из 100).
Новое ВРС ставится согласно обратной инструкции по демонтажу. Проблем, как правило, при установке возникать не должно. Рекомендуется перед подключением реле, тщательно зачистить и обезжирить контакты.