Стартер Ваз-2115
Пятнадцатая модель Ваза выпускается серийно более 10 лет. Автомобиль очень популярен из-за простоты устройства и дешевизны обслуживания. Когда выходит из строя стартер Ваз 2115, замена его не доставляет владельцам особой сложности.
Какой стартер устанавливается на Ваз-2115?
Содержание
Обычный вариант, часто расхваливаемый владельцами — КЗАТЭ 3708010-06. Цена недорогая — примерно, 3-4 тыс. рублей. На это устройство есть много расходников в свободной продаже по низкой стоимости. Так, втулка под оригинальным номером 1601220 стоит всего 70 рублей. Такой же стартер ставится на другие вазовские модели, начиная с 2108.
Стартер автомобилей «Самара-2» — редукторного типа. Он идёт в сборе с втягивающим реле и приводным механизмом. Взаимодействует с замком зажигания и двигателем, считается главным промежуточным звеном между ними. Главная функция — создавать требуемое начальное вращение для мотора. Другими словами, устройство отвечает за пуск мотора.
Неисправности
Различают несколько дефектов стартера Ваз 2115. Рассмотрим каждый из них более детально.
- Пускатель вообще не реагирует на поворот ключа, не крутит. Чаще всего, такой признак намекает на севший аккумулятор. Ему нужно минимум 12 вольт, чтобы суметь прокрутить стартер. Поэтому в первую очередь проверяется АКБ. Лучший способ это сделать — использовать мультиметр. Другая причина — втягивающее реле. Здесь возможно несколько сценариев: слабо затянуты контакты или они окислены, произошёл обрыв в обмотке.
- Стартер крутит вяло или не срабатывает. Тут проблема также может затрагивать контакты — их надо проверить. Не стоит исключать и подгорание коллектора или износ щёток. Также следует рассмотреть вариант обрыва якоря.
- Слышны щелчки, но стартер не работает. Как правило, такое сопровождается сильным перепадом напряжения в цепи питания. Сначала проверяется реле, если оно в порядке — тестируется состояние цепи до него. Цель — найти место, где периодически пропадает контакт. Не исключен и вариант слабого зажима клемм на пусковом устройстве или аккумуляторе.
- Стартер вращается, но маховик нет. В этом случае буксует обгонная муфта или бендикс. Проблема решается разборкой устройства и заменой повреждённых деталей.
- Пускатель сильно шумит при вращении. Нужно проверить состояние вкладышей подшипника приводного вала и якоря. Сильно изношенные детали немедленно заменить. Также вариант, что сломалось крепление стартера или крышка на одном из его концов. По этой причине механизм функционирует с перекосом, создавая много шума. Сам маховик тоже должен быть подвергнут внимательному осмотру. На его зубчатке не должно быть следов выработки, иначе деталь нуждается в замене. В некоторых случаях неисправность можно устранить, обработав шлицы маслом.
Подробнее о неисправностях в таблице.
Причина | Действия | Признаки |
---|---|---|
Разряженный аккумулятор | Нужно зарядить, заменить аккумулятор, либо отогреть (если проблема возникла зимой) или прикурить его. | Щелчки втягивающего реле |
Отсутствие «массы» на втягивающее реле | Обратите внимание на надёжность крепления минусового провода от «массы» аккумулятора к втягивающему реле стартера. При необходимости зачистите и заново закрепите массу на втягивающее стартера. | Ослаблен минусовой провод, окислен контакт |
Обрыв в цепи «зажигание-стартер» | Проверьте наличие контакта от зажигания к стартеру. Если с этим всё впорядке, то переходим к втягивающему реле. | После проворота ключа зажигания, в ответ пустая тишина, не срабатывает даже реле |
Неисправно втягивающее реле | Здесь ничего не остаётся, как заменить его. Но прежде опять таки обратите внимание на клеммы втягивающего. В 90% случаев, их нужно зачистить. | Щелчки, даже с хорошо заряжённой АКБ |
Щетки неплотно прилегают к коллектору ("зависли" либо износились) | Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе. | При повороте ключа на старт стартер молчит |
Износ втулок стартера | Проверить и заменить втулки стартера | Стартер двигатель крутит, но очень медленно |
Износ бендикса или разрушение частей редуктора | Заменить бендикс или неисправную часть редуктора | Стартер крутит, но коленвал стоит на месте |
Неисправность контактной группы замка зажигания или втягивающего реле | Заменить контактную группу замка и отремонтировать тяговое реле | После старта двигателя стартер вращается вместе с маховиком |
Замена стартера и втулки кожуха
К счастью, снимать пусковое устройство на пятнадцатой модели Ваза — задача несложная. Производитель предусмотрел данную возможность для любителя, здесь не нужно демонтировать чуть ли двигатель целиком, как на некоторых иномарках. Замену и ремонт стартера Ваз 2115 надо проводить, вооружившись следующими инструментами:
- трещоткой с удлинителем;
- головками и ключами на 8, 10 и 13;
- метчиком на 14.
Из деталей нужно подготовить собственно сам стартер и детали, которые предположительно следует заменить. Например, втулку.
Далее подробная инструкция по снятию:
- скинуть минусовую клемму с АКБ, затем плюсовую;
- отсоединить датчик воздуха;
- демонтировать кожух воздушного фильтра;
- отсоединить от стартера управляющую клемму;
- открутить болты крепления — их три, сложнее снимается нижняя гайка;
- вытащить стартер.
Совет. Чтобы легче было открутить нижнюю крепёжную гайку стартера, рекомендуется воспользоваться удлинителем с трещоткой. Удлинитель с головкой вдевается на гайку, а трещотка — соединяется с удлинителем. Таким манером можно легко выкрутить фиксатор сверху или снизу.
Замена втулки
Если после проверки выясняется, что в замене нуждается втулка кожуха, продолжаем:
- зачистить щёткой и промыть внутреннюю часть кожуха очистителем карбюратора или бензином;
- выкрутить с помощью метчика на 14 втулку;
- поставить новую деталь.
Напомним, что втулка стартера моделей Ваз 2108 и 2115 сделана в самой коробке передач. И она частенько повреждается, поэтому нуждается в замене. Вытаскивать элемент отсюда удаётся не только с помощью метчика, но последний вариант самый эффективный и быстрый. Метчик с номером М14 врезать до конца не нужно. Достаточно, чтобы он прорезал часть резьбы. Далее берётся болт соответствующего диаметра, который аккуратно наживляется во втулку. А потом надо чем-нибудь поддёрнуть болт, и втулка легко выйдет.
Другие способы: разрубить втулку, загнать какую-то швайку и т. д. Но все эти способы имеют нежелательное последствие. В отверстии может появиться заусеница, которая будет мешать вхождению вала стартера. Перед установкой, место под втулку надо тщательно осмотреть на наличие оставшихся кусочков старой детали, тех же заусениц и других неровностей.
Разборка стартера
Часто ремонт пускового устройства одной заменой втулки не ограничивается. Приходится стартер разбирать. Из инструментов понадобятся:
- плоская мощная отвёртка;
- пассатижи;
- динамометр;
- кусок трубы диаметром с вал привода стартера;
- мультиметр;
- гаечный ключ на 8;
- паяльник.
Подробный алгоритм действий приведён ниже.
- Ослабить крепления втягивающего реле. Плоской отвёрткой выкрутить длинные болты, соединяющие тяговое реле со стартером. Перед этим скинуть всю проводку, которая идёт на пускатель.
- Приподнять немного реле, снять из зацепления с рычагом.
- Вытащить стопорное и ограничительное кольца вала стартера. Использовать надо подходящий кусок трубы и пассатижи.
- Разобрать защитный кожух (крышку) стартера. Вытащить стопорное кольцо, расположенное посередине крышки. Снять также несколько регулировочных шайб, находящихся в этом же месте.
- Ослабить и вытянуть стяжные шпильки корпуса. Открутить защитную крышку коллектора.
- Отжать плоской отвёрткой пружины щёток. Изъять конструктивный блок, представляющий собой держатель с щётками внутри. Заменить в случае необходимости.
- Демонтировать статор.
- Разобрать пластиковые опоры рычага.
- Снять якорь из крышки со стороны общего привода. С вала отключить промежуточную опору. Демонтировать стопорное кольцо стартерного привода. Вытащить тарелку и упорную деталь.
- Отсоединить бендикс. Заменить в случае необходимости.
Вал якоря, в случае появления на нём жёлтых пятен, эффективнее чистить мелкой наждачной бумагой. Особое внимание надо уделить качеству пайки выводов. Задиры и забоины отремонтировать, никак не получится. Целесообразнее в этом случае произвести замену. Бендикс можно считать неисправным, если он вращается в обе стороны. Отдельно проверить надо и крышки. Если на них будут трещины, рекомендуется элементы заменить новыми.
Теперь по щёткам. Следует определить их надёжность. А с помощью тестера проверить элементы на замыкание. Особое внимание также следует уделить пружинам, которые фиксируют щётки. Они должны прижимать их плотно. Проверять пружины надо динамометром.
Ремонт втягивающего реле
Разбирать втягивающее реле нужно лишь в крайних случаях. Только, если имеет смысл его ремонт. Вот как это делается:
- выкрутить отвёрткой гайки, фиксирующие крышку реле;
- отсоединить крепежи, расположенные на контактных болтах реле;
- отпаять с помощью паяльника вывод обмоток;
- разобрать крышку;
- вытащить уплотнительное кольцо;
- достать пластину вместе со штоком;
- снять возвратную пружину, расположенную на штоке;
- скинуть кольцо;
- отсоединить изолятор;
- вытащить пластину, изолирующую втулку и шайбу;
- снять демпфирующую пружину;
- выкрутить железные контакты из крышки;
- очистить все детали от грязи;
- проверить обмотку, используя специальный тестер — один конец к обмотке, другой на корпус.
Стартер потребляет много тока, находясь постоянно под нагрузкой. По этой причине ему требуется постоянная проверка. Производитель рекомендует делать это каждые 100 тыс. км пробега или раз в 3 года, но заботливый водитель делает это куда чаще.
Антоник | Авто ВАЗ 2115. Отвалился провод на стартере (тот что идёт от щеток), надо было срочно ехать, завели с толкача. Добрался до места, всё нормально. В магазине щеточного узла не нашёл, купил новый стартер. Поставил, сел в машину, зажигание и… Тишина (ни щелчков, ничего) Взял другой стартер (как сказали 100% рабочий) и с ним такая же ситуация. Пробовали замкнуть напрямую — тишина. Помогите! Куда копать? (реле вроде в норме, предохранители все целы, есть вероятность КЗ но как найти? Мультиметра нет, есть только контролька) |
Кулибин-82 | На красном проводе, тонкий, что приходит до стартера есть +12вольт при положении ключа на старт? Подцепи контрольку на него и проверь напругу |
Антоник | Есть, контролька горит |
Гео-74 | контролькой прозвоните провод от "+" АКБ до втягивающего реле стартера. возможно, он прогорел. если с ним все хорошо, тогда провод, идущий от реле к втягивающему, подключите напрямую к "+" АКБ, минуя реле (стартер должен заработать). если не заработает, смотрите реле и питание его обмотки. любой провод возьмите и соедините клемму втягивающего с плюсом АКБ (на нейтраль поставить КПП не забудьте) |
Антоник | Пробовал стартер напрямую от АКБ крутить (втягивающее работает, стартер крутит) Поставил, подключил, пробую крутить — тишина. Попробовал «дедовским» методом, замкнуть + с фишкой (на втягивающем) искрит, но стартер не крутит. |
Гео-74 | может, провод слишком тонкий или длинный к фишке втягивающего подключили? втягивающее щелкает при этом? Втягивающее (вывод обмотки) напрямую от АКБ подключать пробовали? |
Антоник | Что за "вывод обмотки"? (я далёк от электрики)) |
Гео-74 | на вывод обмотки подключается фишка провода от замка зажигания |
Антоник | Понял, да работает |
Гео-74 | Знаете что. Отдельное реле стартера вроде только на карбовых ставили, на инжекторе реле стартера нет. а по схеме к реле стартера идет красный провод от втягивающего, красный с голубой полосой — от монтажного блока (от замка зажигания), розовый — от АКБ, черный — на кузов. |
Стармех | Если стартер исправен (а он исправен, т. к. напрямую от АКБ работает) и если при перемыкании клемм на втягивающем ничего не происходит, то причина одна — НЕ ПРИХОДИТ НАПРЯЖЕНИЕ ОТ АКБ К КЛЕММЕ СТАРТЕРА. Проверяй надёжность контакта питающего провода на (+) клемме АКБ. Бывает, что там нарушается контакт из-за окисления. Так же проверь целостность самого этого провода. |
Антоник | Контролька горит, да и при замыкании провод искрит. |
Стармех | Контролька потребляет маленький ток и может гореть, а вот стартер при прокрутке двигателя — сотни ампер. Возьми медный провод сечением не менее 6 мм кв. и напрямую соедини (+) аккумулятора с силовой клеммой стартерного реле, а ещё можно сразу подключить ко второй клемме, минуя замыкающие контакты втягивающее реле. Если и так стартер не будет работать, тогда надо проверять сам аккумулятор или его контакты (-) с корпусом. Кстати, зарядку аккумулятора можно проверить и таким способом: включить дальний свет и подать (+) напрямую с АКБ на стартер. Если свет погаснет или будет очень слабым, то проблема с АКБ, попробуй заменить на заведомо исправный и заряженный И ещё вопрос: новый стартер точно такой как был, количество зубьев на ведущей шестерёнке и её диаметр один в один? Спрашиваю это потому, что на ВАЗах устанавливаются разные стартера и при каких то различиях шестерня может просто не заходить в зацепление с венцовой шестерней маховика и будет клинить. Хотя это должно сопровождаться какими либо щелчками и это было бы заметно. Всё таки больше склонен, что всему виною или дохлый АКБ, или же плохие контакты. |