Стартер Ваз-21213

Как правило, на Ваз 21213 устанавливается стартер производства АТЭ-1. Он идёт с втягивающим реле электромагнитного типа и двумя обмотками. Несмотря на конструктивную сложность, легко ремонтируется. К нему подходят детали от различных пусковых устройств, в том числе и с другим типом вращения.

Технические характеристики

На Ваз 21213 чаще устанавливается стартер АТЭ 35.3708-01, представляющий собой электродвигатель постоянного тока. Стоит он примерно 3 тыс. рублей. Также ставится на Ваз 2107 и его модификации. Развивает 1,3 кВт мощности, потребляя разный ток в зависимости от состояния. В режиме холостого хода устройство потребляет меньше всего — 60 А.

АТЭ 35.3708-01

Ещё один распространённый штатный вариант — модель КЗАТЭ 5722.3708 с мощностью 1,55 кВт.

КЗАТЭ 5722.3708Также на Ниву принято устанавливать различные аналоги редукторного типа:

  • LST 0101 СТАРТВОЛЬТ;
  • 3708010-81 ПРАМО-ЭЛЕКТРО;
  • 3708000-01 БАТЭ;
  • 3708 АЕ;
  • 3708 АТЭ-1.

Схема соединения стартеров этого типа приведена ниже:

  • после активации зажигания напряжение от АКБ подаётся на контакт «50» втягивающего реле;
  • поступление напряжения к реле осуществляется через вывод «30» генератора, замок зажигания и отдельное реле 113.3747;
  • от втягивающего ток поступает на обмотки стартера, и он срабатывает;
  • втягивающее реле отключается.

Ремонт стартера

Различают 5 и более групп неисправностей, в зависимости от которых применяются разные способы устранения. Рассмотрим всё подробнее.

  1. Нет реакции втягивающего реле, при активации зажигания не срабатывает ротор. В первую очередь связано с аккумулятором. Надо проверить его заряд или плотность. Кроме того, тщательно обработать клеммы мелкой шкуркой и смазать вазелином. Возможны также при схожем признаке: межвитковый пробой в тяговом реле, заклин якоря или обрыв проводки.
  2. Медленное вращение стартера. Опять надо исключить аккумулятор, проверив его состояние и клеммы. Но, как правило, в этом случае налицо подгорание коллектора или неисправность щёток. Не исключены также пробои в обмотках и щеткодержателе.
  3. Щелчки, стартер не заводит двигатель. Возможно критичное снижение тока — проверьте клеммы на окисление. Ещё такое бывает из-за пробоя внутри устройства.
  4. Стартер крутит, но двигатель не запускается. Буксует обгонная муфта или поломан рычаг (вилка) включения бендикса.
  5. Пусковое устройство странно шумит при включении. Это первый признак ослабления фиксаторов стартера к кузову. Возможно также, что он закреплён криво. Ещё варианты — износились втулки (подшипники скольжения), якорь задевает за полюс, бендикс не выходит из зацепления с маховиком.

В описанных выше ситуациях проводится замена неисправных элементов или ремонт. Хорошо помогает очистка от грязи и окислов.

Устройство стартера

Грамотная диагностика редукторного стартера

Диагностику стартера лучше всего проводить на стенде. Температура пускового устройства должна быть в пределах 25 градусов по Цельсию, а щётки — хорошо притёрты к коллектору. Используемая для проверки проводка — иметь в сечении не меньше 16 квадратных миллиметров. Рекомендуется проводить несколько видов испытания.

Тип испытания стартераНормы
В режиме полного торможения потребляемый ток не более 550 А, а тормозной момент в пределах 7,5-13,7 Н.м
В режиме холостого хода потребляемый ток не более 60 А, а частота вращения якоря в пределах 5000 об/мин
Проверка втягивающего реле напряжение не более 9 вольт с установленной между шестернёй и стопорным кольцом прокладкой на 12,8 мм
Проверка реле включения напряжение должно быть не более 8 вольт

Элементы редукторного стартера нуждаются в последовательной проверке. Каждый узел нужно тестировать по-своему.

  1. Якорь. Проконтролировать сначала мегомметром или лампой 220 вольт на пробои массы. Индикатор нужно ставить непосредственно к ламелям. Если в качестве тестера используется мегомметр, то сопротивление должно быть не менее 10 кОм. Далее проверить межвитковое замыкание, осмотреть ламели коллектора, проконтролировать биение сердечника. И, конечно же, не должно быть следов задиров и забоин, а также износа на различных частях узла. Всё это может стать причиной заклина.
  2. Бендикс. Должен свободно ходить, не иметь заедания на валу. Шестерня обязана проворачиваться относительно якорного вала только в одну сторону. Тщательно проверить зубья — если на них имеются следы забоин, их следует отшлифовать наждачным кругом. Сильный износ муфты — повод для замены.
  3. Статор. Проверить специальным измерителем или лампой 220 вольт на пробои. Щупы тестера надо ставить на общий вывод обмотки и корпус стартера. Сопротивление должно быть выше 10 кОм, обмотки — не иметь следов прогара.
  4. Крышки. На них не должно быть трещин. Особое внимание уделить состоянию втулок — не должны иметь следов износа. Проверить надо также крепление щеткодержателя. Сами щётки должны легко ходить в своих нишах. Дополнительно нужно измерить с помощью динамометра усилие пружин на щётках — норма 9,8 Н.
  5. Втягивающее реле. Проверить якорь на лёгкость перемещения. Протестировать омметром пластину и контакты. Повернуть болты обратной стороной или заменить при существенном износе.

Забота о стартере продлевает его эксплуатационный срок. Известны случаи, когда устройство прослужило более 7-8 лет.

Васили 0491стартер начал мучать меня. поворачиваю ключь, машина не заводится. открываю капот беру пасатижи и стучу по стартеру, после машина заводится. все чаще и чаще стала такая ерунда происходить. а последний раз стучал минут5, в итоге пришлось заводить с толкача. что подскажете??? (шнива)
Владимир 55менять а лучше перебирать.
ФигусУ меня похожая байда. При повороте ключа зажигания, щелкает втягивающее (сказали недавно поменянное), но стартер не крутит. Щелчков пять, и начинает крутить. Я правильно понял, что это медная пластина во втягиващем плохо контачит? И можно ли разобрать и почистить контакты? Или нужно втягивающее целиком покупать?
СашНа 213 нивке меняли несколько штук тяговых реле, так толком и не заработало - поставил новый стартер ))
СанниНе знаю, как на современных стартерах, а на старых "классических" можно было просто перевернуть этот медный "пятак", который внутри втягивающего реле. Там одна сторона со временем перестает контачить, а когда переставляли, начинала вторая сторона работать.
Слава НДа раньше и комплекты продавали: крышка с клеммами и пластинка, которая их замыкает. Для замены нужен паяльник минимум на 60 ватт. Раньше пластины замыкающие были толстые такие, жирные. Сейчас больше на жесть похожи.
СанниДа, пластины были солидные
Андрий ибн АлешаУважаемые! Не устаю повторяться - прежде проверьте, если можно так выразиться, менее сложные узлы (контактную группу, замок зажигания) Опять повторюсь - заменил после таких "инцидентов" хороший родной стартер на "прекрасный китайский", а проблема оказалась в контактной группе (обидно, что стартер "не работающий" у меня забрали и не вернули, типа "для отчетности"). Если моя информация неактуальна в конкретном случае - проигнорируйте.
Санёк-МакарёкВот как надо проверять КГ: 1. Провод напрямую к командной клеме втягивающего - если все работает - смотри систему до втягивающего реле и стартера (например замок зажигания, реле и прочую фигню...); если щелкает втягивающее, но стартер не крути - смотри ниже; если даже не щелкает и не искрит хоть чуть-чуть - чешу репу и думаю - не дурак ли я?, а может во втягивающем проводочек перегорел/отвалился/плохо был припаян?.....
2. Если щелкает втягивающее, но стартер даже не пытается крутить - при повернутом на запуск ключе зажигания перемыкаю болты на втягивающем железкой - если стартер начинает крутить двигатель - ремонт/замена втягивающего......; если стартер начинает крутиться вхолостую - неисправность бендекса (реже - самого втягивающего реле); если стартер вообще не пытается крутить - мощным проводом от аккумулятора подаю напряжение на сам стартер непосредственно - если стартер и тогда не маслает вообще - снимать его (стартер) и, либо ремонтировать (щетки/обмотки/якорь), либо покупать новый.......
Серж454Отгоняешь к нормальному электрику. Тот чинит или не чинит. Если уже не чинит то ставишь новый и поехал! По вашим вариантам неделю ко всякой фигне ухо прикладывать будешь! Щелкает-не щелкает.А жить то когда? В принципе в гараже можно, но Вам это нужно?
Фигусну не скажииииииии........ Нива-то как раз для "поковыряться самому"!!!! А так, что за кайф? Отогнал...... К электрику.......НЕ!
Жуткийу каждого свои причуды и наклонности... Я тоже себя отучил от "ковыряний" в автомобиле... Но только в отношении сложной электроники небольших узлов в сборе... Подвески и двигатели чиню только сам - мастерам не доверяю и дорого....Чтобы не ковыряться купил себе Тойоту, чтобы поразвлечься и поковыряться - купил Ниву...Деньги есть - пепельница заполнилась - купил новую Ниву, и нефиг прислушиваться, проверять, ремонтировать что-то....
РашевникВот случай был у меня. Стартер на карбюраторной НИВЕ не цеплял маховик. Просто прокручивал, но когда чуть ослаблял болты и тянул на себя, не снимая, заводил без проблем. Снял стартер, заценил состояние зубьев на маховике и стартере,состояние втулок стартера и работу бендикса. Кое-что перебрал и заменил, хорошо все почистил - заработало
ИтакНа Вазах часто перекашивает стартер
КаррозейраКак стартер может перекосом встать???- у него основательное посадочное гнездо.
МарчСкорее всего,разговор про заднюю часть
ЙомаБендикс менять придется, если начал проворачиваться и не клинит шестерню значит, либо внутри масло, или ролики подтерлись и не катятся по шестерне в клин конусной прорези. Бендикс не совсем дешево стоит, но дешевле стартера в сборе. Есть еще вариант, но это для очень большого любителя можно сказать фаната возиться с железом. Надо развальцевать бендекс по кругу, разполовинить, подобрать ролики по диаметру, подогнать их по длине, все на сухо протереть и собрать в обратном порядке.
Добавить комментарий