Как определить неисправную катушку зажигания самому
Самостоятельно узнать, как определить неисправную катушку зажигания на машине, хотел бы каждый автомобилист. Бобина, как её часто называют опытные владельцы авто, порой способна принести неожиданные сюрпризы неприятного характера.
Роль бобины в системе пуска
Начнём с того, что бобина играет очень важную функцию в системе зажигания любого автомобиля, оснащенного бензиновым мотором. Без неё силовой агрегат просто не заведётся. Дело в том, что именно катушка подаёт высоковольтный импульс на свечи, дающие искру для воспламенения топливно-воздушной смеси.
В бобине предусмотрено два типа обмотки. Одна из них функционирует на 12 вольт, а вторая – увеличивает этот вольтаж в 20-30 тысяч раз. Таким образом, обеспечивается высокое напряжение, которое так нужно для нормального искрообразования.
Бобины используются не только в карбюраторных системах зажигания, но и в инжекторных. Как правило, инжекторные системы предусматривают несколько бобин – каждая на определённый цилиндр силовой установки. Все катушки в этом случае получают управляющие импульсы от трамблёра, а первичное напряжение – от бортовой сети или электрокоммутатора.
Как определить неисправность
Для определения неисправной и нерабочей бобины владельцам первоначально следует ориентироваться на распространённых симптомах.
Вот они:
- Периодическое «троение» двигателя, которое со временем только увеличивается и усиливается в дождь и в зимнее время года;
- Провал оборотов силовой установки после резкой прогазовки;
- Срабатывание индикатора «чек» на приборной панели.
Что касается причин выхода из строя бобины, то их тоже бывает несколько:
- Низкокачественные свечи зажигания, которые устанавливаются владельцем в ходе эксплуатации машины (не зря рекомендуют тщательно следить за качеством приобретаемых СЗ, иначе экономия может привести к более ощутимым затратам);
- Большое количество обратных газов, негативно сказывающихся на состояние наконечника бобины (он из резины);
- Пробой изолятора бобины;
- Перегрев катушки зажигания, возникающий от чрезмерной нагрузки на двигатель (как правило, бобины рассчитаны на длительную и безотказную работу при любых температурных режимах ДВС, однако на практике перегрев – не исключение).
Езда с пробитой бобиной ни к чему хорошему не приведёт. Если в системе пуска машины установлен каталитический нейтрализатор, то неисправность катушки вызовет его оплавление. Кроме того, езда без бобины – это большой расход горючего, падение тяги и мощности, износ подушек крепления мотора из-за усиления вибраций и много других неприятностей, связанных с запуском.
Итак, чтобы протестировать катушку зажигания, на которую падает сомнение в работоспособности, надо сделать так:
- Поочередно отключить фишки от каждой бобины по очереди во время «троения» ДВС. Если возникнет провал в оборотах и двигатель начнёт работать нестабильно, то тестируемая бобина в порядке. Если после снятия фишек ничего не поменяется – катушка нерабочая;
- Ещё один вариант проверки подразумевает демонтаж всех бобин автомобиля. После снятия надо промерить сопротивление катушек, записать полученные данные и сравнить между собой. Как правило, показания неисправной бобины ощутимо отличаются от показаний рабочих катушек.
- При неисправной бобине свечи бывают с чёрным нагаром и влажные.
Приведённые выше способы удастся осуществить своими силами, даже не имея квалифицированных знаний автоэлектрика. Но есть и более профессиональный метод проверки. Он приведён ниже.
С помощью сканера, позволяющего анализировать функционирование различных электронных узлов автомобиля, не возникнет больше вопроса, как определить неисправную катушку зажигания. Такой метод подразумевает поочередное отключение цилиндров ДВС и общего напряжения. Затем проводится анализ кривых осциллографа, который подключают к тестируемым бобинам.
Теперь вы знаете, как определить исправность катушки зажигания. Это можно сделать самостоятельно или с помощью профессионального оборудования.