Как проверить работоспособность катушки зажигания (бобины)
Что такое катушка зажигания или бобина? Это основа системы зажигания любого автомобиля. Крайне важно тестировать бобину и уметь это делать хорошо, чтобы избежать сложностей запуска и других неисправностей. Узнайте о том, как проверить работоспособность катушки зажигания по нашим рекомендациям.
Бобина: принцип функционирования и разновидности
Как известно, пуск бензинового ДВС невозможен без поджига ТВС (горючего). Именно бобина отвечает за трансформацию напряжения, преобразуя низковольтный ток в высоковольтный. Напряжение в 35 тысяч вольт, которое выдаёт бобина, крайне необходимо для воспламенения ТВС внутри двигателя.
Рассмотрим, как функционирует бобина, в чём заключается её важность. Итак, от батареи напряжение прямиком поступает на обмотку катушки. Как известно, обмоток внутри бобины бывает две. Одна называется первичной, вторая – вторичной.
Внимание. Разница между обмотками в количестве витков и толщине медной проволоки. Благодаря этому внутри возможно преобразование тока.
Высокое напряжение передаётся дальше на трамблёр через бронепровод, а оттуда на свечи, согласно очерёдности работы цилиндров ДВС.
Бобины все бывают одинаковыми, независимо от модели устройства. Однако есть разница, о которой следует знать, и касается она типов бобин.
Самыми ходовыми в автомобильной промышленности являются 2-искровые и 1-искровые модели катушек.
2-искровые бобины ставят в основном на системы со статическим распределением напряжения. В этой схеме одна бобина способна обеспечивать высоким вольтажом 2 свечи зажигания. Эта разновидность катушки применяется в ДВС с чётным количеством цилиндров, к коим относятся такие популярные марки авто, как Лансер, Форд Фокус, Мазда 3 и т.д. Также 4-цилиндровый мотор является самым популярным среди отечественных автомобилистов, так как наиболее широко представлен на рынке, идеально подходит для граждан со средним и малым бюджетом.
1-искровые бобины должны устанавливаться уже на каждый из цилиндров ДВС, прямо над свечами зажигания. Особенностью таких бобин является обязательность сенсорного регулятора звёздочки распредвала. Это важно, так как даёт возможность различить ВМТ. 1-искровые бобины представлены в продаже в нескольких вариантах: как отдельные конструкции или в виде катушечных блоков, в которых собрано несколько бобин.
Почему портится бобина
К сожалению, несмотря на усовершенствованность современных бобин, никто из автомобилистов не застрахован от их поломки. Проявляются неисправности по-разному: двигатель резко теряет мощность, на панели приборов появляется знак ошибки, мотор трудно запускается или вообще отказывается это делать. Проблемы могут возникать либо при определённом режиме функционирования силового агрегата, либо во всех режимах.
Примерный срок эксплуатации стандартной бобины составляет 70 тыс. км пробега транспортного средства. Однако катушка может функционировать без проблем и большую часть времени и значительно меньшую. Всё будет зависеть от условий её эксплуатации, нагрузок, длительности запуска мотора и местопроживания автомобилиста.
Примечание. Никая из моделей бобин не любит длительных нагрузок. Поэтому не стоит впустую включать систему зажигания, не задействуя силовой агрегат. Также бобина портится от высокой влажности, при перегревах и т.д.
Теперь о причинах. Их может быть несколько. Одна из главных – ВКЗ или короткое замыкание, происходящее внутри устройства. В этом случае бобина просто перегревается по вине старения. Среди других причин поломки бобины выделяют слабую АКБ, негерметичность различных элементов силовой установки и многое другое. К примеру, если батарея автомобиля слабая, то это приводит к возрастанию времени зарядки бобины, что впоследствии сказывается на преждевременном выходе из строя.
Методы тестирования
В первую очередь бобину проверяют визуально. Проверке подвергается не только катушка, но и трамблёр, проводка, разъёмы, так как все они взаимосвязаны между собой и являются частями единого целого – системы зажигания. Поводом для беспокойства вызовут следы окисления, трещины на поверхности корпуса или другие недостатки.
Если визуальная проверка бобины ничего не дала, то переходят к более точной диагностике осциллоскопом. Это прибор, который даёт информацию о состоянии обоих видов обмоток внутри бобины. Кроме того, осциллоскоп легко проверит и другие элементы бобины на работоспособность.
Осциллоскоп легко подключается к 2-искровым катушкам и 1-искровым, которые вмонтированы отдельно от колпачка свечей. Если же 1-искровые бобины совмещены с колпачками, то проверка этим прибором значительно усложняется.
С помощью осциллоскопа снимаются осциллограммы обоих обмоток для всех цилиндров силовой установки одновременно. В этих целях принято использовать комплект переходных проводников, если же их нет, то можно самостоятельно изготовить дополнительный кабель из свечного колпака, который интегрировать между свечой и бобиной. Таким образом, показания прибора сохраняются, а операция проводится тем же способом касательно остальных цилиндров. В итоге все показания сравниваются.
Если бобина 1-искровая и не подсоединена к системе, как это требуется для удобства проверки, сила тока измеряется через плюсовой выход или массу катушки.
Некоторые системы зажигания бывают оснащены устройством, которое распознаёт пропуск цилиндров. Это значительно облегчает процесс измерения, ведь на экран можно выводить одновременно данные с обоих обмоток бобины.
Помимо осциллоскопа используется также омметр. Его показания можно назвать достаточными для анализа. Однако в большей степени здесь всё зависит от конкретной системы зажигания и устройства самой бобины.
Если система оснащена датчиками сенсорного типа, то рекомендуется проводить тестирование их показателей.
Внимание. Нельзя забывать, что данные, представленные осциллоскопом, могут указывать также на сложности с неисправными элементами двигателя. В некоторых случаях они схожи с признаками неисправной бобины.
К примеру, если в одном из цилиндров компрессия чересчур низкая, то напряжение, выводимое на экран прибора, будет несколько меньше стандартного значения.