Если зажигание включается, а стартер не крутит
Почему зажигание включается, а стартер автомобиля не крутит? В чём причина щёлкания стартера? Стоит ли первым делом снимать устройство и разбирать или надо проверить всю схему, включающую элементы, связанные с запуском ДВС?
Запуск автомобильного мотора считается довольно сложной процедурой, зависящей от нормального функционирования некоторых узлов. Вначале вектор поиска неисправности должен быть разделен на 3 основных направления: АКБ, проводка и сам стартер. Именно эти участки системы могут стать причиной того, что не срабатывает стартер автомобиля.
Вряд ли, можно назвать нормой, когда автомобиль запускается со 2-й или 3-й попытки. Эксперты считают, что такое неприемлемо, машина, какой бы модели она не была, обязана запускаться как часы с первого раза.
Куда более неприятно, когда мотор автомобиля не запускается вообще, ни со второй, ни с третьей попытки. Специалисты говорят, что не происходит входа в рабочий цикл. И распространённым симптомом в этом случае становятся щелчки, возникающие следом за поворотом ключа.
АКБ
Малый потенциал АКБ – одна из самых известных неполадок. Всё в этом случае сводится к разряжённой батарее, которая не в силах вращать стартер. Как определить разряжённую батарею, представлено ниже.
99 процентов, что «виновник» проблемы – аккумулятор:
- Гаснут индикаторы на «приборке» и одновременно – щёлкает ВРС (тяговое).
- Лампочки «приборки» ослабевают, и одновременно происходит серия щелчков при запуске.
- Никакой реакция после прокрутки ключа зажигания.
В последнем случае рекомендуется добавочно проверить зарядку АКБ, путём нагрузок на фары, сигнал или акустическую систему.
Как правило, если АКБ сравнительно новый, то достаточно бывает подзарядить, чтобы проблема с запуском ДВС исчезла. В некоторых случаях аккумулятор заряжается методом прикуривания (машина встала на дороге и т.д.).
Однако на этом останавливать диагностику не стоит, ведь случившееся один раз может повториться и в следующий. Это означает, что следует найти причину, из-за которой АКБ разряжается, тем более, если батарея новая.
Разряжение АКБ может происходить по ряду причин:
- были оставлены включенными фары или другой потребитель на длительное время;
- проблемы в работе генератора.
Особенно важно уметь проверять выводы аккумулятора, а также надёжное крепление контактов. Слабый контакт – повод для полноценной утечки напряжения, что априори сказывается на работе стартера.
Также не стоит упускать проверку минусового провода, идущего от батареи на кузов. В данном случае контакт «массы» нередко «умирает», а затем автоматически «оживает». И происходит это с явной регулярностью. Чтобы устранить такой момент, рекомендуется хорошенько зачистить контакт, а затем повторить попытку запустить мотор.
Проверка аккумулятора часто проводится с помощью мультиметра. Прежде снимается «минус», затем измеряется ток на клеммах АКБ. Если данные ниже 9 вольт, это означает, что батарея разряжена.
Проводка
Часто причина сложности с запуском бывает связана с коммутацией или попросту – с проводкой. Как известно, схема соединения в этом месте системы автомобиля не особо сложна – плюсовая клемма АКБ соединяется с ВРС (стартером), а минусовой – идёт на кузов. Провод для запуска устанавливается с малым сечением, проводится от стандартного реле, управляемого замком зажигания (ЗЗ).
Если при запуске щёлкает реле, а стартер не вращается, то «виновница» этого — проводка, или же причину надо искать в самом замыкающем устройстве. Чтобы убедиться, от чего конкретно происходит неисправность, следует подать плюс на управление стартера.
Делается это так: включается зажигание (пол-оборота), плюс питания ставится на управляющий вывод стартера, куда соединён также проводок от реле.
- Коль скоро стартер начнёт вращаться, то причина однозначно в проводке, замыкающем устройстве или в ЗЗ.
- А ежели он неподвижен, то причина кроется в стартере или в другом.
Такой способ запуска двигателя часто проводится опытными водителями транспортных средств. Метод даёт возможность запустить ДВС, если дорожный круиз нельзя отменить. Но данный вариант следует проводить только при отключенной муфте. Другими словами, коробка передач должна быть на нейтральном положении, иначе автомобиль может неожиданно для водителя поехать вперёд или назад.
Коммутация всегда подразумевает наличие контактов, а они имеют свойство окисляться или быть не надёжно зафиксированы. Проверять все соединения нужно обязательно, тем более, если в процессе запуска двигателя возникают характерные звуки (щелчок или нет щелчка). Особенно важно проверять состояние силового кабеля, от которого непосредственно зависит поступление тока.
Как известно, несмотря на функциональность и компактность современных стартеров, они потребляют довольно много энергии. Около 200 А даёт аккумулятор стартеру для работы. Это означает, что при возникновении слабого контакта в каком-либо месте проводки, обязательно происходит утечка. Из 200 положенных стартеру ампер, до него дойдёт, где-то порядка 10, что явно недостаточно для прокрутки устройства.
Внимание. Однако для функционирования ВРС хватит амперов и поменьше. Вот и получается, что тяговое задействуется (щёлкает), а стартер ни в какую.
Проверять следует, как и говорилось, все соединения, включая выводы батареи. Места, в которых происходит соединение проводов, следует тщательно очищать от окислов, а также смазывать площадки специальным составом во избежание повторения ситуации. Затяжка должна проводиться, с рекомендованным производителем моментом.
Стартер
Наконец, причиной неисправности может выступать сам стартер. Как правило, устранить проблемы с устройством без демонтажа узла не представляется возможным. Однако выяснить причину поломки можно и без снятия.
В первую очередь следует изучить электросхему стартера, чтобы понять, что где и как работает. ВРС или тяговое, щётки, обмотки, бендикс – главные части стартера.
На ВРС или втягивающее реле падает сомнение на порчу в случае, когда в процессе запуска слышен один раз щелчок, но стартер не вращается. Проверяется эта часть стартера так: в обход стандартной проводки на стартер подаётся напряжение.
Делается это следующим образом:
- берётся широкая отвёртка или гаечный ключ;
- инструмент ставится на два больших вывода ВРС (пару секунд).
Отвёртка ставится так, чтобы не касалась кузова (массы) и любых металлических элементов, находящихся в подкапотном пространстве.
Примечание. На ВРС имеется 3 вывода. Два из них большие, их и следует задействовать.
Если после проведенной манипуляции стартер начнёт крутить, однозначно проблема в тяговом реле.
Внимание. Очевидно, что такой способ запуска двигателя не приветствуется специалистами. Вариант подходит для проверки, но как основной способ завода для двигателя вреден.
В тяговом выходят из строя внутренние контакты. Они попросту обгорают, на них образовывается слой окисла. Контакты способны выйти из строя за один неудавшийся завод двигателя, так как внутрь попадает довольно высокое рабочее напряжение.
Ремонт тягового возможен. Можно разобрать устройство, после чего зачистить аккуратно шкуркой контакты. Есть и другой вариант – заменить их на новые. Второй вариант более надёжен, так как при зачистке контактов истирается специальный слой сплава цветных металлов, который нанесен изначально производителем. Слой призван уберечь контактную площадку от быстрого окисления.
Причиной неисправности стартера могут стать также щётки. Говоря иначе, проблема кроется во всём щёточном узле. Чтобы проверить его, придётся уже разобрать стартер. Износ щёток явно заметен при разборке устройства.
Что касается косвенного выявления проблемы, то можно ориентироваться на ресурс, установленный производителем. Как правило, эксплуатационный срок у стартерных щёток довольно высокий. Однако сделаны они из графита, а этот материал имеет свойство быстро стираться.
Примечание. Некоторые модели авто имеют более универсальную электросистему. При износе блока щёток напряжение не подаётся на ВРС. При запуске электродвигатель вообще не щёлкает.
В некоторых случаях можно диагностировать неисправность щёточного узла по не срабатыванию ВРС. Например, когда тяговое не щёлкает и стартер не заводится, это может свидетельствовать об износе щёточного узла.
Неисправность обмоток стартера выдаёт, как правило, запах горелого и цвет. При разборке стартера это становится заметно. Проще и надежнее будет полностью обновить обмотку.
Бендикс – шестерня, расположенная на том же валу, что и ротор стартера. Предназначение шестерни – передавать вращение от стартера непосредственно двигателю автомобиля.
Вот каков принцип запуска ДВС:
- Поворачивается ключ в ЗЗ.
- Срабатывает ВРС.
- Напряжение передаётся обмоткам стартера.
- Бендикс входит в зацепление с маховиком ДВС, передавая КМ.
- Как только мотор запускается, ключ в ЗЗ ставится на пол-оборота назад (в рабочее положение), напряжение более не подается, и бендикс выходит из зацепления с маховиком.
Внимание. Крайне важно новичкам-автомобилистам своевременно ставить ключ на пол-оборота назад, так как работа стартера вместе с заведённым двигателем приведёт к скорой неисправности элементов.
Одна из распространенных неполадок бендикса – износ зубьев. Они более не способны входить в зацепление с маховиком, прокручивается шестерня впустую. В этом случае рекомендуется внимательно послушать: обязательно должен быть слышен характерный треск во время завода мотора.
Такой же звук будет слышен, если износятся зубья маховика.
Обе проблемы устраняются заменой элементов. В первом случае стартер разбирается, во втором – снимается КПП.
В стартере размещены также втулки (подшипники). Именно на них вращается вал. Если они изнашиваются, то реле начинает щёлкать, как и в вышеописанных случаях, стартер может не прокручиваться и т.д. Другими словами, вал теряет соосность, внутри стартера возникает замыкание обмоток. Чтобы не допустить сжигания обмоток и пожара (что тоже случается нередко), рекомендуется своевременно осуществлять проверку стартера.
Более подробная информация по стартеру
Вообще, стартер считается устройством довольно сложным. Однако его стоит тщательно изучить, чтобы суметь самостоятельными силами исправлять возникающие проблемы с запуском ДВС.
Представляет устройство собой обычный электродвигатель, питаемый напряжением от аккумулятора. Основное предназначение – запуск дизельных и бензиновых силовых агрегатов.
По причине того, что стартер является электромеханическим устройством, в нём происходят, как механические поломки, так и проблемы, связанные с электросиловыми цепями или неполадками в области контактов.
Стандартная инструкция по диагностике стартера, если он не реагирует на поворот ключа в ЗЗ, а также не издаёт никаких звуков, сводится к следующим действиям:
- определяется заряд АКБ, достаточный для работы стартера;
- производится проверка контактов ЗЗ;
- диагностируется функционирование ВРС;
- проверяется бендикс и собственно, сам электродвигатель (стартер).
Контакты ЗЗ проверяются довольно просто. Надо вставить ключ в замок, прокрутить его на пол-оборота, включив зажигание. Если на «приборке» загорятся индикаторы, значит, всё находится в рабочем состоянии. Напротив, если лампочки не горят, искать причину уже следует в замке.
Порой стартер «тупит» по причине сбоев различных систем автомобиля, таких как ПУС (противоугон), автосигнализация, иммобилайзер и т.д. Они по-домашнему, не чинясь препятствуют передаче тока на стартер.
Стандартное тестирование вряд ли что покажет, батарея работает исправно. То же самое контакты и остальные компоненты электросистемы, задействуемые при запуске ДВС от стартера. Чтобы точно определить причину в этом случае, надо подать напряжение от АКБ на стартер напрямую, минуя другие системы. Объяснять, как всё работает, нет смысла – если стартер прокрутит, значит, вышел из строя иммобилайзер или ПУС.
Таким образом, если ДВС не запускается, причину надо искать либо в недостаточном напряжении, либо в механической поломке стартера.