Как установить бесконтактное зажигание и подключить
Несмотря на общий автомобильный прогресс, связанный с кардинальной заменой старых «классических» машин на иномарки или современные ВАЗы, некоторое их число продолжает эксплуатироваться любителями. Однако конструкция былых «Жигулей» или «Москвичей» нещадно устарела, и желание модернизировать системы, например так, как установить бесконтактное зажигание БСЗ, вполне оправдано.
БСЗ и её конструкция
Содержание
Процедура замены не так уж сложна, как может показаться на первый взгляд. БСЗ является более совершенной во всех отношениях системой, чем КСЗ. В ней нет контактной группы, которая на старых системах и представляла всегда сложность и проблему.
Рассмотрим те элементы, которые составляют конструкцию БСЗ:
- Трамблёр – а куда уж без него. В любой системе он выполняет роль распределителя зажигания. В БСЗ внутрь трамблёра бывает установлен датчик Холла (ДХ), автоматический корректировщик УОЗ и подвижный бегунок;
- Коммутатор или ЭБ. Блок, оборудованный РО (радиатором охлаждения). Помимо своего основного назначения, РО ещё и выполняет функцию крепежа;
- Катушка или бобина, выдающая высоковольтное напряжение;
- Свечи зажигания, которые интегрируются с трамблёром посредством бронепроводов;
- Проводка, которая соединяет все элементы между собой.
Примечание. В старых КСЗ внутри трамблёра вместо коммутатора установлены контакты.
Что касается схемы соединения:
- Бобина соединяется с генератором через реле замка зажигания;
- Второй вывод бобины идёт на блок управления;
- Бобина также интегрируется с трамблёром посредством бронепровода;
- От распределителя выходят две связки проводов на коммутатор и свечи.
Функционирует вся БСЗ следующим образом:
- Как только включается замок зажигания, на бобину подаётся импульс 12 В;
- Внутри устройства возникает электромагнитное поле;
- При вращении кривошипного вала какой-либо из поршней поднимается в ВМТ, а ДХ адресовывает импульс на коммутаторный блок;
- Коммутатор размыкает контакт бобины с источником питания;
- Во время разрыва цепи в бобине образуется высокое напряжение, которое передаётся на трамблёр;
- Трамблёр посылает напряжение на ту свечу, поршень цилиндра которой выходит в ВМТ;
- Образуется мощная искра, которая воспламеняет ТВС (горючее).
Трамблёр, а вернее его привод, бывает непосредственно связан с кривошипным валом. Когда очередной поршень двигателя поднимается к ВМТ, привод распределителя задействуется, импульс передаётся на другую свечу и цикл искрообразования продолжается.
Интересный момент. В старых КСЗ размыкание цепи производилось механическим способом. За это отвечал кулачок, расположенный на приводе трамблёра.
Чем БСЗ лучше
Очевидно, что БСЗ имеют больше преимуществ, чем старые системы. Основным аргументом в этом плане выступает то, что сегодня ни один автопроизводитель не выпускает машин, оснащённых КСЗ. Ещё в далёком 1980 году зарубежные компании отказались от проблемной системы зажигания. Однако у нас в России КСЗ продолжали эксплуатировать ещё лишних 10 лет. Затем от них полностью отказались, и причины явно понятны.
Рассмотрим преимущества БСЗ перед КСЗ:
- На старых системах быстро изнашивался подшипник, а на нём держалась вся контактная группа. Это вызывало сложности в работе ДВС.
- Сами контакты были не ахти какие. Они тоже быстро изнашивались. Как правило, их ресурс ограничивался 15-20 тыс. км пробега. После этого приходилось их заменять.
- Контакты выходили из строя также по причине проскока искры. Это вызывало подгорание, контакты нуждались в регулярной чистке.
- Старая система требовала использование балансиров, в роли которых выступали грузики. Однако их пружины со временем тоже изнашивались – растягивались.
Что хуже всего, так это постоянное проявление перечисленных выше неисправностей. Водителю старого автомобиля приходилось бороться то с одной, то с другой проблемой. Несовершенство конструкции КСЗ влияло на мощность искры, которая со временем снижалась. От этого ухудшалась тяга двигателя, повышался расход горючего.
Современные БСЗ отгорожены от всех перечисленных минусов. Они выделяются устойчивым искроформированием и долговечны. Хотя всё же, один недостаток имеется – коммутатор отечественных БСЗ. Если он не модернизируется, то быстро выходит из строя.
Замена
Чтобы установить БСЗ никакого особого оборудования или инструментов не потребуется. Не нужна также яма, всю действия легко осуществить даже на улице.
Алгоритм действий по установке выглядит так:
- Отсоединяется клемма с АКБ;
- Со свечей и трамблёра снимаются бронепровода;
- Свечи выкручиваются;
- Отвёртка опускается в свечное гнездо 1-го цилиндра, одновременно прокручивается кривошипный вал (до того момента, пока не зафиксируется ВМТ);
- Определить ВМТ можно и по метке на кривошипе, которая встанет напротив самой большой риски БЦ.
Совет. Кривошипный вал прокручивается специальным ключом под храповик. Если такого не нашлось в арсенале ремонтника, можно прокрутить вал посредством вращения заднего или переднего колеса машины (вывешенного).
Далее:
- Снимается главный бронепровод трамблёра, снимается крышка и запоминается экспозиция бегунка (помечается на крышке ДВС);
- От трамблёра отсоединяется все трубки и провода;
- Затем распределитель будет легко снять с места;
- Демонтируется бобина зажигания (нужно запомнить, куда была подсоединена проводка от РЗЗ (зажигание) и тахометра);
- Снять бобину и убрать.
Внимание. Между распределителем и посадочным гнездом, в которое помещается его привод, имеется прокладка. Её ни в коем случае нельзя потерять, так как она отвечает за герметичность установки.
Далее остаётся узнать, как поставить бесконтактное зажигание:
- Прокладка переставляется со старого трамблёра на новый;
- Снимается крышка с распределителя, бегунок поворачивается, как это требуется (в направлении метки);
- Свечи зажигания вкручиваются на место, зазор между электродами выставляется согласно инструкции;
- Крышка трамблёра одевается, бронепровода подключаются согласно нумерации цилиндров (указаны на самой крышке);
- Устанавливается новая бобина;
- Рядом с бобиной нужно установить коммутатор.
Примечание. Например, можно демонтировать бачок с водой для стёкол, сделать отверстия в кузове автомобиля, и болтами или другими крепежами прикрутить коммутаторный блок так, чтобы он не оказался ниже бачка омывателя.
Осталось только подсоединить проводку новой системы согласно схеме, прилагаемой к БСЗ. Как правило, разобраться в ней бывает несложно: провода соединяются с бобиной, а разъём коммутатора – с трамблёром.