Что делать, если не работает замок зажигания
Каждый современный автовладелец знает, что содержать машину сегодня – удовольствие не из дешёвых. Цены на топливо регулярно ползут вверх, дорожают одновременно запчасти. Если раньше автомобиль гнался по каждому поводу в сервис, то сегодня владелец трижды подумает, чем это сделает. Некоторые сложности действительно, можно устранить своими руками. Узнайте, что можно сделать, если не работает замок зажигания автомобиля.
Как функционирует ЗЗ
Отправной точкой функционирования всей системы зажигания авто является поворот ключа в ЗЗ. Именно замок отвечает за нормальную работу всей системы зажигания и этим обращает на себя первоочередное внимание при проблемах с системой.
Ключ, личинка и контакты – вот и все элементы, составляющие целостность ЗЗ. Принцип работы его, к примеру, на отечественной «классике» сводится к следующему. Когда ключ вдевается внутрь личинки замка, он воздействует на те или иные позиции. Таким образом, выбирается одна из нескольких вариаций соединения цепей: подача питания, включение или отключение стартера (двигателя).
Когда ключ поворачивается, то электроцепь замыкается, напряжение течёт по проводам, стартер запускается и заводит двигатель.
На более поздних моделях ВАЗ, в том числе и на «восьмерке», ЗЗ бывает двух образцов:
- Старый образец бывает с длинным ключом, имеет 4 положения и отдельное реле;
- Новый образец реле не имеет, ключ у него короткий, а положений замка – три.
Что касается функций, то их две:
- Электрическая функция, которая подразумевает замыкание контактной группы в зависимости от положения ключа;
- Механическая функция, подразумевающая блокировку руля без ключа. Это означает, что без ключа бывает невозможно вращать руль. По этой причине многие даже ломают внутренний блокиратор.
Наиболее распространённые дефекты ЗЗ
Дефекты ЗЗ или замка зажигания могут возникнуть по разным причинам. Как правило, это бывает связано с окислением или подгоранием контактов. Неисправность последнего свойства возникает из-за перепадов тока, резких их скачков, искрения между контактами после мойки автомобиля и т.д.
Но чаще всего ЗЗ выходит из строя во время пуска двигателя. Материал электрического провода в этот момент ощущает повышенный перегрев, вследствие этого выгорает изоляция и возникает дефект. Симптомами такой неисправности является ситуация, когда при повороте ключа в ЗЗ не ощущается никакой реакции. Чтобы сэкономить и не покупать новый ЗЗ, достаточно будет обновить контакты старого замка.
Совет. Если ЗЗ сравнительно новый, то можно даже не менять контактную группу, а просто зачистить их мелкой шкуркой.
С ЗЗ могут возникнуть также повреждения механического типа. В этом случае будут ощущаться трудности в поворачивании ключа внутри ЗЗ, он часто будет заклинивать. И в этот раз необязательно менять весь замок, достаточно ограничиться заменой личинки.
Внимание. Личинка может быть изначально бракованной. Благо, китайской продукции на нашем рынке полно. С другой стороны, какого бы хорошего качества не была личинка, со временем внутрь неё забивается грязь, пыль и мелкие предметы.
Возможны также другие проблемы. Можно банально потерять ключ, и тогда ничего не поможет, кроме как заменить ЗЗ или заказать у специалиста новый ключ.
ЗЗ новых ВАЗов могут иметь неисправности, связанные с отсутствием контактов в определённом положении ключа. В таком случае автомобиль либо вовсе не запускается, либо не работают отдельные потребители. Ещё одна неисправность новых ВАЗ – присутствие контакта там, где он не предусмотрен. В этом случае ЗЗ начинает плавиться и издавать неприятный запах.
Ремонт ЗЗ
Чтобы провести ремонт ЗЗ, его в первую очередь нужно снять. Для этого нужно следовать последовательно инструкции, соблюдая правила безопасности. В качестве инструментов обязательны шило и отвёртка.
Рассмотрим, как снимается ЗЗ на отечественной «классике». На этих моделях авто ЗЗ расположен внизу рулевой колонки, с левой стороны. Хотя на современных моделях ВАЗ замок перебросили на правую сторону, что более удобно для правшей.
Итак, вот как осуществляется алгоритм действий по снятию ЗЗ:
- АКБ обесточивается во избежание различных замыканий и в целях безопасности;
- Ключ в ЗЗ ставится в положение «0» (зажигание не включено);
- Теперь нужно выкрутить крепежи защитной части подрулевой колонки, используя отвёртку;
- Затем следует найти 2 крепежа, фиксирующих ЗЗ в колонке.
Внимание. На более поздних моделях ВАЗ ЗЗ может держаться не на 2-х, а на 4-х винтах. И вынуть их не так просто, как на «классике», так как они на отрывных головках. Приходится в этих случаях использовать зубило и плоскогубцы.
Далее:
- Нужно поджать фиксатор замка, вставить шило в отверстие, расположенное в левой части кронштейна;
- Потянуть ключ на себя;
- Проводку отсоединить, сняв ещё и цельную фишку;
- ЗЗ снят.
ЗЗ новых ВАЗ снимается так:
- С батареи скидывается клемма;
- Кожух руля, состоящий из верхней и нижней части, снимается;
- После снятия защиты открывается доступ к ЗЗ и подрулевым переключателям;
- Отвёрткой поддевается и снимается пластмассовая облицовка ЗЗ;
- Теперь можно снять контактную часть ЗЗ, которая соединена с остальной проводкой с помощью штекера;
- Затем откручивается механическая часть ЗЗ, фиксируемая к рулю.
Установка нового ЗЗ осуществляется обратно процессу снятия. Контактная группа продаётся отдельно, и её можно обновить, не трогая механическую часть замка.
После замены рекомендуется провести тестирование. Для проверки нужна схема, которая показывает различные положения ключа в ЗЗ, и какие контакты при этом должны замыкаться.
На картинке и в таблице ниже всё это видно.
Пояснения к схеме(по цветам проводов контактной группы) | |
Красный | на стартер |
Розовый | +12В |
Коричневый | +12В для включения реле зажигания |
Белый | включение реле зажигания |
Черный, голубой | прочие потребители |
Положение ключа «0» | |
Ни один провод в контактной группе не должен звониться с другими. Все провода разомкнуты друг от друга. | |
Положение ключа «1» | |
В данном положении включается реле зажигания и по голубому с черным проводу запитывается система зажигания Ваз 2108 2109 21099. | |
Белый замкнут с коричневым, розовый с голубым и черным. | |
Положение ключа «2» | |
В данном положении опять таки реле зажигания остается включенным, подается +12В на реле включения стартера. | |
Белый замкнут с коричневым, розовый с красным и черным. | |
Положение ключа «3» | |
В данном положении замыкаются цепи, обеспечивающие подсветку авто, габариты, сигнализацию дальним светом фар. | |
Коричневый замкнут с черным, розывый с черным. |
Некоторые проблемы ЗЗ вполне легко устранить своими руками, другие – требуют вмешательства профессиональных специалистов. Забота о своём автомобиле, проводимая регулярно владельцем, априори приведёт к экономии средств и пользе.