Диагностика и устранение неполадок загорания значка аккумулятора
Система зарядки является решающим компонентом в работе автомобильной электрики. Если после запуска мотора значок АКБ на щитке приборов не гаснет, надо принимать меры. Как правило, это сигнал неисправности самой батареи, генератора или другого звена бортовой сети.
В каких случаях должен гореть индикатор
Содержание
В современном автомобиле имеется два источника питания. Один из них аккумулятор, другой — генератор. Основное назначение АКБ — запускать двигатель, после чего забота за обеспечение электроприборов током возлагается на генератор. Он также призван пополнять утраченный на запуск мотора запас энергии батареи. Индикатор на щитке приборов нужен, чтобы показывать состояние питания автомобильной сети. Он представляет собой красный значок с логотипом аккумулятора, и знаком каждому водителю автомобиля.
Таким образом, главными элементами цепи электрики автомобиля являются:
- генератор;
- датчик или индикатор;
- щиток;
- реле зарядки аккумулятора и замка;
- замок зажигания.
Принцип работы можно представить так: водитель после поворота ключа в замке подключает аккумулятор. Одновременно включается значок зарядки на приборке, поскольку один из концов лампочки интегрирован с плюсом АКБ, а второй — с генератором. Последний соединяется с минусом автомобиля. Так осуществляется замкнутая цепь, и индикатор включается.
Ген вырабатывает высокое напряжение. Оно больше имеющегося на клеммах АКБ. Иначе разницы потенциалов не будет, а электричество по цепи не потечёт. Во время работы генератора на обоих выводах индикаторной лампочки действует плюс. В связи с тем, что потенциалы не различаются между собой, не светится и индикатор.
Таким образом, в нормальных условиях индикатор должен загораться после поворота ключа и автоматически меркнуть после запуска двигателя.
Возможные неисправности индикатора
Неполадки с индикатором могут возникать по нескольким причинам:
- величина заряда генератора низкая или вовсе отсутствует;
- неисправно реле, контролирующее лампочку АКБ;
- сильно выработаны генераторные подшипники, они подклинивают или люфтят;
- перегорели предохранители;
- окислены соединения отдельных звеньев цепи, возможно и клеммы аккумулятора.
Неполадки генератора попадают в самый распространённый список проблем индикатора. В свою очередь, неисправности гена могут быть связаны с несколькими причинами:
-
- ремень оборван или натянут слабо;
- изношен щёточный узел устройства или токосъёмные кольца коллектора;
- испортился регулятор напряжения, поддерживающий величину заряда в безопасном для автомобильной сети диапазоне;
- оборвана обмотка возбуждения;
- некорректно работает диодный мост.
На некоторых машинах имеется особое реле, отвечающее за регулятор зарядки аккумулятора. Например, на ВАЗ классике оно разъединяет соединения после поступления тока от генератора. Если данное реле будет испорчено, даже при 100-процентом заряде возможны сигналы о неисправностях. Желательно в первую очередь проверить состояние контактов, идущих к реле. В свою очередь его можно разобрать, чтобы оценить состояние и надёжность внутренних контактов.
Нельзя также игнорировать значение качественного контакта внутри цепи. Именно по этим причинам напряжение просаживается в большинстве случаях. При падении тока регулятор непременно информирует о недостатке заряда, несмотря на исправность гена. Для очистки контактов подойдёт надфиль или обычная наждачка.
Проверка и рекомендованные меры
В любом случае, только грамотная диагностика позволит выявить точную причину неполадки. Если лампочка на щитке горит, первым делом определяют величину заряда. В этих целях применяется мультиметр, выставленный в режим DCV. При этом силовая установка должна функционировать вхолостую, а все потребители тока автомобиля быть включены. Нормой считается показатель не ниже 13,4 ватт. Затем нужно приборы отключить, заново измерить напряжение. На этот раз оно должно быть в пределах 14-14,2 ватт.
Более детальная проверка подразумевает наличие пары отвёрток, контрольной лампы на 12 вольт, тестера, ножа и плоскогубцев. Также необходим кусок наждачной бумаги. Дальнейшие действия будут зависеть от характера неисправности.
- Индикатор загорается и не гаснет. Как правило, заряд в этом случае от генератора поступает, если аккумулятор показывает напряжение 12 V с клемм. Нужно зачистить выводы аккумулятора, снова промерить вольтаж. Если зачистка не даст результатов, нужно проверить напряжение на генераторе. Для этого один щуп мультиметра соединяется с генераторным устройством, второй — с массой. Если напряжение будет выше, чем на выводах аккума, зачищаются клеммы генераторного устройства, может также понадобиться замена проводки от гена к АКБ.
- Напряжение составляет 14 V, под нагрузкой падает. Как правило, это связано со слабым натяжением ремня, проблемой со шкивом или изношенными подшипниками устройства.
Рекомендуется диагностировать ещё диодный мост, стартерную обмотку. Для осуществления проверки зажигание выключается, затем с помощью мультиметра тестируется генератор с диодами и другие элементы. Одновременно можно проверить и щётки генератора — если они короче 5 мм, то нуждаются в замене.
Если данная неполадка застала в пути, вдали от дома, а под рукой нет мультиметра или другого прибора, рекомендуется:
- найти ближайший авто- или радиомагазин, чтобы попросить (купить) мультиметр;
- включать только самые необходимые электроприборы — оптику, дворники.
С рабочим, полностью исправным аккумулятором можно преодолеть до 150 километров.
Неисправный аккумулятор
Быстрее всего убедиться в неисправном аккумуляторе можно, если имеется возможность установить на машину другую батарею. После этого надо сравнить показатели приборной панели, и сделать вывод. Как правило, проблема АКБ в этом случае бывает связана с сульфатацией пластин или их замыкании.
Батарея может также быть исправной, но разрядиться вследствие оставленного на ночь света фар или автомагнитолы.
В любом случае в первую очередь тестируется состояние самой АКБ. Затем контролируется состояние электрооборудование автомобиля и генератор.