Как определить полярность автомобильного аккумулятора
Автомобильный внешний источник тока, кроме всего прочего, обладает таким значением как полярность. В процессе установки аккумулятора крайне важно знать об этом, чтобы не перепутать выводы. В противном случае, это приведёт к различным проблемам, вплоть до порчи нового АКБ. Примечательно, что перепутать клеммы аккумулятора может даже опытный автомобилист.
Какая разница между прямой и обратной полярностью
Содержание
Помимо номинальной ёмкости, типа и размера корпуса, существуют и другие технические параметры АКБ. Полярность свидетельствует о позиции клемм напряжения, расположенных на верхней или лицевой панели батареи. Наибольшее распространение получили обратная и прямая схемы, но известны также другие, хотя и редко встречающиеся системы токовыводящих элементов.
Помимо традиционных разработок, известны, к примеру, американская и азиатская схемы. На первых клеммы расположены на самой верхней панели корпуса АКБ, на японских — сам корпус меньше, на верхней крышке нет выступа, а клеммы тоньше.
Классически плюсовой вывод должен находиться справа, минусовой — слева (лицевая часть батареи с клеммами смотрит на проверяющего). Однако бывает и наоборот. В этом есть отличие между прямой и обратной схемой. В первом случае клеммы помечены по традиционной схеме, во втором — по диаметральной.
Прямую полярность довольно часто маркируют как «1». Она была принята повсеместно ещё в СССР, считается отечественной разработкой. Даёт возможность пользователю быстро и легко определить характеристику аккумулятора. Обратная схема маркируется как «0» и считается европейской разработкой. Как правило, именно такими аккумуляторами оснащены штатно многие европейские машины.
Как определить полярность без маркировки
Таким образом, разобраться с расположением плюса и минуса сможет даже школьник, но как быть, если информация на корпусе батареи отсутствует. В этом случае приходится прибегать к универсальным вариантам определения типа полярности.
Мультиметр
Различают несколько способов проверки этим прибором. Начнём с самого известного и традиционного, когда тестер предварительно выставляется в режим замера постоянного тока до 20 вольт. Затем чёрный щуп мультиметра одним концом подсоединяется в гнездо COM (минус), а красный — в гнездо VmA (плюс). Обратными концами щупы измерителя интегрируются с токовыводящими концами батареи. Мультиметр включается, и на основании показателей делаются такие выводы:
- положительные числа на шкале укажут на плюсовую клемму АКБ по чёрному проводу и минусовую клемму по красному;
- отрицательные значения — что интеграция проведена неточно, и чёрный провод указывает на минусовую клемму, а красный — на плюсовую.
Другой способ:
- аккумулятор ставится клеммами на себя;
- щупы от мультиметра подсоединяются к выводам аккумулятора — чёрный на левую клемму, красный — на правую;
- снимаются показания прибора.
Если показывает 12,99 — полярность классическая, и плюс слева. Если на дисплее тестера 13 вольт — схема обратная.
Народные способы
Для определения полюса АКБ можно использовать эффективные народные методы. Интересный вариант описан в одном популярном журнале:
- взять сырой картофель и разрезать его пополам;
- найти два любых тонких провода с оголёнными на обеих сторонах концами;
- провода подсоединить к клеммам батареи одним своим концом, и воткнуть в срезы картошки — другим концом;
- выждать 20 минут.
На той половинке картофеля, где вокруг провода образовалось зелёное пятно, находится плюсовой заряд.
Другой способ с использованием рабочего кулера от компьютера. Как правило, вентилятор располагает тремя проводами:
- чёрный — это минус;
- красный — это плюс;
- жёлтый — в приведённом примере отбрасывается, он не нужен, так как предназначен для расчёта оборотов.
Коль скоро после подсоединения обоих проводов кулера к батарее, вентилятор начнет вращаться, это укажет на верность подключения.
С помощью индикаторной отвёртки:
- дотронуться концом прибора до одной из клемм аккумулятора и нажать на кнопку;
- если индикатор начнёт светиться, заряд положительный;
- если не светится — вывод отрицательный.
Однако данный способ имеет существенный недостаток. Он эффективен только в случае полностью заряженной АКБ. Если же она разряжена, то индикатор будет загораться при контакте с обеими клеммами, и правильно определить полярность будет невозможно.
Что будет если перепутать полярность
Зачастую последствия неправильного соединения аккумулятора бывают «плачевными». 8 самых распространённых случаев приведены ниже.
- Произойдёт замыкание, сгорит в лучшем случае пара предохранителей. Если проводка полугнилая, то расплавится, придётся заменить.
- Возникнет пожар, что тоже не исключено, ведь аккумуляторная батарея как-никак выдаёт в среднем 60-амперный ток. Оплавление проводки — это прямой риск загорания, так как рядом всегда масло и бензин. Кроме того, подкапотное пространство и салон современных авто изобилуют пластиком, который тоже быстро загорается.
- Испортится батарея, ведь она начнёт работать в другом порядке. Конечно, сразу аккумулятор из строя не выйдет, но переплюсовка — испытание для него очень серьёзное, тем более, если продолжается долго и часто. Скорее всего, первыми разрушатся свинцовые пластины, что понизит мощность аккума, затем короткое замыкание, и АКБ надо менять.
- Сгорит плата блока управления. К сожалению, случается и такое.
- Сгорят предохранители, защищающие систему от переплюсовки.
- Пострадает диодный мост генератора.
- Может сгореть сигнализация.
- Частично оплавятся различные провода, не только аккумуляторные.