Кальциевый аккумулятор и его плюсы
Кальциевый автомобильный аккумулятор, обозначаемый как Ca, является батареей с улучшенными характеристиками. Он заметно отличается от других АКБ — сурьмянистых и гибридных разновидностей. Поэтому и обслуживать его нужно по-другому, обычный цикл зарядки не подходит.
Что такое кальциевый аккумулятор
Содержание
На сегодняшний день производство батарей ушло далеко вперёд. Появились различные новинки, такие как гелевые и AGM. Но пока широкого распространения они не получили, поэтому востребованы всего 3 технологии:
- сурьмянистая — с добавлением сурьмы или Sb, увеличивающей прочность аккумулятора, и делающей его стойким к различным температурным перепадам;
- гибридная — нечто среднее между сурьмянистой и кальциевой, поэтому так и называется Sb/Ca;
- кальциевая.
В чём секрет производства кальциевой батареи. На данный момент это чуть ли не самый передовой форсайт в мире. Кальциевый аккумулятор оснащён слаболегированными кальцием свинцовыми решётками. Как правило, по технологии расчёт добавки Ca идёт как 0,1 процент от общего веса. Если на корпусе такой батареи указано Ca/Ca, это означает, что обе пластины обработаны кальцием.
Примечательно, что решётки для кальциевых аккумов производятся методом штамповки. Во-первых, это позволяет кальцию не выгорать. Во-вторых, становится возможным производить пластины с более сложной, усовершенствованной формой.
Отдельно стоит упомянуть серебряно-кальциевую разновидность АКБ — Ca/Ag. Помимо кальция и свинца, в такие батареи добавляется драгоценный металл, что позволяет избавиться от потери ёмкости при разрядке. Очевидно, что цена такого аккумулятора будет в несколько раз выше, что объясняется не только использованием серебра, но и сложностью технологического процесса.
Основные различия между кальциевыми и остальными аккумуляторами
Параметры | Кальциевый аккумулятор | Сурьмянистый свинцовый аккумулятор | Гибридный аккумулятор |
---|---|---|---|
Легирующий элемент свинцовых пластин (как маркируются — /+) | Са/Са | Sb/Sb | Sb/Ca |
Начало процесса электролиза электролита | 15 – 16 В | 12- 12,5 В | 14 — 15 |
Тип АКБ | Необслуживаемый / малообслуживаемый | обслуживаемый | обслуживаемый |
Стоимость | Относительно дорогой (с учетом усредненной стоимости такое устройство будет стоить не менее 3 тысяч рублей) | В среднем стоимость свинцового устройства 1,5 раза дешевле кальциевого | В среднем 1,5 – 2 раза дешевле кальциевого |
Плюсы и минусы
Добавка Ca имеет несколько преимуществ:
- почти в 6 раз уменьшается время саморазряда аккумуляторной батареи;
- снижается потеря жидкости из электролита, что позволяет делать необслуживаемые АКБ.
Кроме всего прочего, есть и другие положительные моменты:
- кальциевая батарея обладает большим током запуска;
- имеет высокую ёмкость из-за очищенного свинца.
Что касается недостатков:
- такую батарею не стоит доводить до глубокого разряда, так как она быстро теряет из-за этого свою ёмкость;
- цена на кальциевые АКБ гораздо выше — может даже почти в 2 раза;
- зачастую они делаются необслуживаемыми, без крышки, и проводить ремонт, заливать электролит, проверять плотность бывает крайне сложно.
Преимущества кальциевых аккумуляторов | Недостатки кальциевых аккумуляторов |
---|---|
В среднем срок службы кальциевого аккумулятора составляет около пяти лет при правильной эксплуатации. | Чувствительность к глубоким разрядам. Это главный минус и основное отличие кальциевых батарей от их гибридных или сурьмянистых аналогов. |
Низкий уровень саморазряда. Если сравнивать с малосурьмянистыми разновидностями, то аналогичная характеристика кальциевых аккумуляторов ниже почти на 70%. | Аккумуляторы этого класса не рекомендуется разряжать ниже напряжения 12 В. Всего одного глубокого разряда достаточно, чтобы такая батарея потеряла 5 часть своей ёмкости. Устройство, пережившее 9-10 разрядов, становится полностью непригодным к дальнейшей эксплуатации. |
Повышенная прочность пластин АКБ, что делает пластины устойчивыми к вибрации | Высокая стоимость, что объясняется сложностью и дороговизной производственного процесса. |
Снижение процесса электролиза воды. Благодаря этому кальциевые аккумуляторы в большинстве своем являются необслуживаемыми (около 90%). | Не подходят городского режима передвижения. Длительные простои (если, к примеру, владелец пользуется автомобилем только для того, чтобы добраться из дома на работу и обратно), езда в ритме «старт – стоп» губительно воздействуют на кальциевые аккумуляторы. |
Снижение интенсивности коррозионных процессов, что увеличивает срок службы АКБ. | |
Зашита от перезаряда. Для кальциевых АКБ характерно свойство выдерживать напряжение до 14,8 В. | |
Возможность изготовления пластин меньшей толщины. Производители имеют возможность выпускать аккумуляторы с увеличенным количеством пластин, а значит – с большей мощностью. | |
Идеальный вариант для начинающих водителей. Аккумулятор автомобильный Са/Са (в большинстве случаев) является необслуживаемым, поэтому владельцу не требуется проводить дополнительных манипуляций, таких как измерение уровня и плотности электролита – есть или нет у автомобилиста опыт работы с такими устройствами неважно. Установив новую кальциевую АКБ, о ней можно просто забыть практически на весь период эксплуатации, периодически уделяя внимание подзарядке. |
Как зарядить кальциевый аккумулятор
Поддержание заряда на должном уровне для кальциевой АКБ имеет первостепенное значение. Грамотное обслуживание поможет длительно эксплуатировать такие аккумуляторы без особых проблем. Вот каких правил рекомендуется придерживаться для начала.
Заряжать современный Ca-аккумулятор рекомендуется током силой 14,4 вольта, имеющим заряд не выше 10 доли от заявленной ёмкости. Время проведения процедуры определяется после проверки: следует периодически замерять напряжение на концах выводов с помощью вольтметра. Если показывается напряжение в 12 вольт, устройство необходимо срочно подпитывать, иначе оно начнёт терять ёмкость.
Полезные рекомендации напоследок.
- Если автомобиль чаще ездит по городу, следует поддерживать работоспособность батареи «профилактическими» зарядами. Приобретается специальное устройство, и раз в месяц батарея полностью заряжается в течение 14 часов. Это позволит аккумулятору не терять свою ёмкость из-за длительных простоев и передвижений на короткие расстояния.
- Глубокий разряд приводит к необратимому химическому процессу и накоплению сульфата кальция. Это отложение блокирует передачу заряда.
- Нельзя допускать кипения электролита в таких АКБ. Это приведёт к резкому снижению эксплуатационных характеристик и даже может полностью разрушить пластины.
- Ареометр для кальциевых АКБ полностью бесполезен, так как электролит здесь не находится в свободном состоянии, а расслаивается на водянистую часть. В связи с этим явлением проверка уровня католита этим прибором невозможна.
- На Ca-аккумуляторе всегда должна иметься маркировка с указанием стартового напряжения, номинальной ёмкости и датой выпуска. Если нет, значит, устройство подделка.