Если разряжается автомобильный аккумулятор
От работоспособности внешнего источника питания зависит нормальная эксплуатация автомобиля. Батарея подпитывает не только стартер, но также другие устройства и элементы в машине. Если автомобильный аккумулятор довольно часто разряжается, надо срочно искать причины.
Особенности работы АКБ
Содержание
Батарея в автомобиле обеспечивает запуск силового агрегата и оберегает бортовую сеть от резких перепадов тока, способных возникнуть по вине генератора. Аккумулятор также поддерживает работу системы освещения и сигнализации, подаёт напряжение на различные приборы при остановленном моторе. Очевидно, что при решении стольких задач одновременно, на аккумуляторную батарею ложится чрезмерная нагрузка. Поэтому она и садится, требуя периодической подзарядки. Это нормальный процесс.
Однако, если АКБ существует в постоянном цикле разрядки и зарядки, не отключается после запуска движка, это уже неисправность. К сожалению, данная неполадка свойственна не только старым батареям. Аккумуляторы могут стать непригодными даже в течение нескольких месяцев, полностью утратив способность держать заряд.
Почему разряжается автомобильный аккумулятор
5 основных причин, из-за которых аккумулятор быстро разряжается: выработка ресурса, проблемы с генератором, неприемлемый температурный режим и утечка тока.
Выработка ресурса АКБ
Наиболее распространённая причина разрядки батареи. Как правило, она возникает по естественным причинам через несколько лет эксплуатации (4-5). При этом аккумулятор утрачивает не только заряд, но и ёмкость.
Кислотно-свинцовые АКБ связаны с процессом сульфатации. Соли постепенно накапливаются на пластинах, что провоцирует уменьшение рабочей поверхности на выводах. Также из-за этого ухудшается контакт с электролитом.
Для нормализации работы аккумулятора проводят различные мероприятия:
- сокращают количество коротких пробегов автомобиля;
- периодически заряжают аккумулятор с помощью специального прибора;
- не допускают глубокого разряда батареи, чтобы не спровоцировать стремительную потерю ёмкости;
- регулярно проверяют состояние католита;
- периодически проводят техобслуживание и профилактические работы.
Однако данные процедуры будут эффективны лишь для аккумуляторов с возрастом 1-2 года. Старые кислотные батареи, отслужившие 4-5 лет, рациональнее будет заменить новыми.
Генератор
Часто проблема разрядки АКБ связана с плохим функционированием генератора. Если аккумулятор не получает нужного заряда от него, то в течение короткого времени полностью разрядится.
Для проверки работоспособности генератора используют мультиметр. Затем запускают штатное и дополнительное оборудование, замеряют напряжение. Величина тока должна быть в пределах 13-14 В. Если на дисплее прибора отображаются меньшее значение, то напряжение к источнику не поступает. Как правило, такое бывает связано с несколькими причинами:
- деформировался или порвался ремень генератора;
- нарушена целостность электропроводки и контактов;
- неисправен регулятор напряжения;
- сгорел диодный мост генератора.
Чтобы установить точную причину, устройство надо разобрать и отдать на проверку специалистам. Длительная эксплуатация «полурабочего» генератора отрицательно сказывается на ресурсе аккумуляторной батареи.
Перепады температур
Часто аккумулятор разряжается именно в зимний период. В это время электролит густеет, что способствует ухудшению его свойств и потере контакта. Именно поэтому к началу декабря опытные автомобилисты замеряют плотность жидкости АКБ и меняют её на более подходящий состав.
Зимой также следует соблюдать ряд обязательных правил:
- не оставлять батарею на холоде, перемещать аккумулятор на ночь в случае неимения гаража в тёплое помещение;
- своевременно заряжать батарею;
- накрывать в особо морозные дни аккумулятор специальным чехлом.
В жаркие летние дни, напротив, следует позаботиться о нормальной вентиляции подкапотного пространства.
Утечка напряжения
Токовые потери могут возникать по нескольким причинам:
- окислились токопроводящие выводы;
- испортилась изоляция;
- износилась электропроводка;
- неправильно подведено электричество.
Чтобы быстро определить утечку тока, надо сделать следующее:
- вынуть ключ зажигания;
- отключить всё электрооборудование в машине;
- скинуть провод минуса;
- измерить ток утечки с помощью мультиметра.
Если значение напряжения не будет в пределах 15-70 мА, следует начать квалифицированную диагностику по нахождению причины утечки.
Методы устранения неполадок
Существует ряд мер, призванных предотвратить разрядку батареи.
- Периодически, раз или два в год, проводить подзарядку аккумулятора прибором, подключаемым к сети 220 В.
- Регулярно тестировать плотность электролита и его уровень, если батарея обслуживаемая.
- Следить за состоянием электропроводки. Даже малейшие её нарушения могут спровоцировать утечку напряжения и разряд батареи.
- Очищать по мере необходимости корпус и клеммы аккумулятора от грязи и окислов.
Покупая новый АКБ, следует обратить внимание на модель, ёмкость и пусковой ток. Если данные параметры не будут соответствовать рекомендованным значениям, разрядки и других проблем не избежать.
Плотность электролита, гр/см³ | Напряжение (вольтаж) без нагрузки | Напряжение (вольтаж) под нагрузкой 100 ампер | Уровень заряженности АКБ, в % | Температура замерзания электролита, в °С |
---|---|---|---|---|
1.11 | 11.7 | 8.4 | 0 | -7 |
1.12 | 11.76 | 8.54 | 6 | -8 |
1.13 | 11.82 | 8.68 | 12.56 | -9 |
1.14 | 11.88 | 8.84 | 19 | -11 |
1.15 | 11.94 | 9 | 25 | -13 |
1.16 | 12 | 9.14 | 31 | -14 |
1.17 | 12.06 | 9.3 | 37.5 | -16 |
1.18 | 12.12 | 9.46 | 44 | -18 |
1.19 | 12.18 | 9.6 | 50 | -24 |
1.2 | 12.24 | 9.74 | 56 | -27 |
1.21 | 12.3 | 9.9 | 62.5 | -32 |
1.22 | 12.36 | 10.06 | 69 | -37 |
1.23 | 12.42 | 10.2 | 75 | -42 |
1.24 | 12.48 | 10.34 | 81 | -46 |
1.25 | 12.54 | 10.5 | 87.5 | -50 |
1.26 | 12.6 | 10.66 | 94 | -55 |
1.27 | 12.66 | 10.8 | 100 | -60 |