Как проводится ремонт аккумулятора

Аккумулятор является внешним источником электроэнергии в автомобиле. Без него не включается стартер, пускающий двигатель, не обеспечиваются током все электроприборы машины. Поэтому в случае выхода его из строя, нужно срочно предпринимать меры, к коим относится ремонт АКБ или замена.

Как определить, что автомобильный аккумулятор вышел из строя

Схема аккумулятора
Схема аккумулятора

Признаками неисправной аккумуляторной батареи являются:

  • неспособность держать зарядку, что становится причиной трудного запуска мотора (полностью севшая АКБ вообще не может вращать стартер);
  • изменение консистенции или цвета электролита внутри банок — как правило, жидкость становится мутной или чёрной;
  • сильный нагрев аккумулятора при зарядке и долгое остывание после прекращения процедуры;
  • неприятный запах кислоты от батареи.

Однако это лишь поверхностные симптомы, и для более точной диагностики неисправности АКБ потребуется провести квалифицированный тест с помощью специальных инструментов и оборудования:

  • нагрузочной вилки;
  • мультиметра;
  • зарядочного устройства со шкалой;
  • токовых клещей.

Используя эти приборы, можно провести серию проверочных мероприятий, направленных на определение конкретных неполадок аккумулятора. Вот один из способов проверки:

  • скинуть наконечники плюса и минуса с клемм аккумулятора;
  • настроить мультиметр в режим измерения тока (20 Вольт);
  • подключить прибор к выводам аккумуляторной батареи;
  • снять показания.

О сильно разряжённом аккумуляторе можно судить по следующим данным в вольтах:

  • 12,6-12,7 — нормальное состояние батареи;
  • 11,9-12,2 — аккумулятор разряжён на 50%;
  • 11,2-11,7 — вероятное разрушение одной из пластин АКБ или пусковой ток уменьшен, что отрицательно сказывается на запуске двигателя;
  • 10,4-10,7 — высокая вероятность короткого замыкания, образованная между плюсовой и минусовой пластинами;
  • 9 — глубокая разрядка из-за длительного простоя — как правило, причиной становятся оставленные включёнными фары или незакрытая дверца машины.

Существует также один действенный способ проверки, не требующий наличия вышеописанных инструментов. Надо сделать так: включить дальние фары машины на 15-20 минут, после чего попытаться запустить двигатель. Нерабочая батарея неспособна это сделать, так как её ёмкости явно не хватит.

Отчего батарея портится раньше срока

Проверка аккумулятора
Проверка аккумулятора

В процессе эксплуатации с АКБ случаются разные неприятные моменты:

  • постоянная зарядка, например, если автомобиль используется в режиме такси;
  • очень высокие нагрузки — когда подолгу нужно бывает запускать двигатель, подпитывать предпусковой подогреватель или крутить лебёдку;
  • неправильная работа «таблетки» — регулятора напряжения;
  • неисправность стартера или генератора, что вызывает саморазряд батареи.

Как низкий, так и слишком высокий ток отрицательно сказываются на ресурсе и работе аккумулятора. В первом случае, он будет недозаряжаться, во втором — перезаряжаться. Постоянное несоответствие заряда вызовет разрушение пластин, их коробление, короткое замыкание, а также выкипание электролита. Батарея в этих случаях будет функционировать лишь на 10 процентов, остальная часть её останется незадействованной и со временем потеряет способность принимать и отдавать ток.

Многие неполадки АКБ являются следствием неправильного технического обслуживания. К сожалению, часто современные водители не проводят такую полезную процедуру, как первое обслуживание аккумулятора. А ведь она включает такие работы, как:

  • очистка корпуса от грязи и масла;
  • проверка герметичности установки батареи в подкапотном пространстве;
  • очистка специальных отверстий аккумулятора с помощью иглы или зубочистки для отвода газов;
  • проверка состояния клемм и наконечников проводов, оценка их надёжности, очистка от окислов и ржавчины с помощью щётки или шкурки;
  • контроль уровня электролита, долив жидкости при необходимости.

Правильный уход за батареей продлевает её ресурс. Но если элемент питания уже испортился, профилактика, конечно, не поможет, нужно проводить ремонт или замену.

Распространённые неисправности

Принято классифицировать неисправности АКБ на внутренние и внешние. Вот какие из них наиболее часто встречаются:

  • сульфатация;
  • осыпание пластин;
  • короткое замыкание;
  • частый саморазряд;
  • помутнение, загрязнение католита;
  • переплюсовка.

Сульфатация относится к нормальным эксплуатационным явлениям. Она возникает из-за длительного хранения аккумулятора, а также при частых полных разрядах. Также это возможно по причине нехватки католита и периодического соприкасания пластин с воздухом. Процессу сульфатации может способствовать и высокая плотность жидкости АКБ.

Процесс сульфатации
Процесс сульфатации

Пластины электродов аккумулятора имеют свойство разрушаться по причине перезаряда высоким током, длительного хранения устройства в разряжённом виде, слабого крепления АКБ и т. п. Определить данную неисправность можно и по чересчур низкой эффективности источника питания, которая проявляется в процессе запуска.

Короткие замыкания происходят из-за низкой плотности кислотной жидкости, общего уменьшения ёмкости, а также снижения напряжения. Частой причиной становится образование мостиков шлама между пластинами внутри АКБ. Неполадка с замыканием исправляется путём разборки аккумуляторной батареи и выяснения конкретной причины.

Интенсивный саморазряд происходит сразу из-за нескольких моментов: недостаточно натянутого ремня ГРМ, неисправного генератора, сильно загрязнённого аккумулятора и многого другого. Также имеют место внутренние неисправности батареи, например, снижение плотности электролита или разрушение сепараторов.

Помутнение электролита — довольно частое явление, происходящее с обслуживаемыми батареями. Причиной загрязнения жидкости может стать нарушение правил обслуживания или неквалифицированный ремонт — в частности, пайка перемычек неправильным припоем. Чтобы устранить нежелательные последствия, рекомендуется удалить весь загрязнённый раствор и заправить новый качественный электролит.

Переплюсовка — результат неправильного подключения проводки к выводам батареи. Устраняется данная неисправность несколькими циклами зарядки и разрядки. Конечно, если это не особо запущенный случай, когда уже реанимировать аккумулятор невозможно.

Как починить аккумулятор в домашних условиях

Если батарея случайно упала, и на её корпусе образовалась трещина, то оттуда будет просачиваться электролит. Нужно срочно восстановить целостность АКБ, вооружившись паяльником и куском пластика. Сначала расплавить трещину на корпусе, а сверху для большей надёжности припаять подготовленный кусок пластмассы.

Сульфатацию пластин, относящуюся уже к внутренним неисправностям аккумулятора, также можно устранить. Правда, если она образовалась на ранних стадиях. Сначала проводится цикл зарядка-разрядка, о котором говорилось выше. Если это не даёт результата, то батарея промывается изнутри дистиллированной водой, что помогает очистить осыпавшиеся пластины.

Как запаять трещину на корпусе
Как запаять трещину на корпусе

Известен также способ промывки аккумулятора химией. В данном случае используется раствор аммиака и трилона Б. АКБ перед проведением операции надо зарядить, затем слить электролит и промыть дистиллятом.  Банки аккума после этого заправить раствором воды, со смешанными пропорциям трилона Б и аммиака. Химия начнёт вступать в реакцию с сульфатом, что будет сопровождаться кипением и брызгами. После этого раствор можно слить, а банки промыть водой. Затем залить свежий электролит и зарядить батарею.

Очевидно, что любые неисправности гораздо легче предупредить, чем ремонтировать. Сами по себе они редко возникают, и часто случаются из-за небрежной эксплуатации. То же игнорирование периодического обслуживания может стать причиной неполадок. Поэтому рекомендуется постоянно следить и ухаживать за аккумулятором.

Добавить комментарий