Как проверить и заменить щётки стартера

Когда невозможно завести двигатель машины сразу, стартер начинает издавать характерные шумы. Многие водители-новички с этим сталкивались вначале. Обычно виновником ситуации становятся щётки стартера.

Назначение и роль щёток

Стартерные щеткиУ большей части нынешних автомобилей, оборудованных ДВС, за пуск двигателя отвечает стартер. Данный агрегат электрического типа за полвека применения кардинально не изменился. Главную часть его представляет электродвигатель ПТ, усиленный реле и агрегатом привода. Состоит пусковой агрегат из следующих компонентов:

  • якоря;
  • щёточного узла;
  • сборного корпуса с многовитковой обмоткой.

Рассмотрим узлы подробнее.

  1. Статор — это неподвижная часть стартера. Чаще применяются ЭЛМ статоры, в которых магнитполе создаётся обмотками возбуждения. Однако известны пусковые устройства на основе стандартных магнитов.
  2. Якорь — подвижная часть устройства. Здесь расположены катушки, коллектор, шестерни. Движение электрического мотора происходит за счёт магнитного поля, образующегося вокруг катушек.
  3. Щёточный узел — часть ПУ, состоящая из держателя и графитовых элементов. Последние соединяются с ротором, что и обеспечивает постоянную подачу тока на катушки якоря.

Все элементы конструктивно и принципиально одинаковые. Каждая типичная щётка состоит из двух основных частей: самой щётки и проводниковой части.

Разновидности

Различают несколько видов щёток:

  • искусственного графита — получаемого прессовкой и обжигом из кокса;
  • композитного материала.

Широко распространены щётки универсальные, комбинированные. За счёт включения меди такие элементы лучше держатся, медленнее изнашиваются. Правда, они тоже имеют недостатки. Так, главный — это повышенный абразивный эффект, приводящий к ускоренному износу якорного коллектора.

Угольные щеткиВ классическом стартере предусмотрено разное количество щёток. Обычное их число составляет четыре, шесть или восемь штук. Одна половина деталей при этом соединяется на массу, а вторая — с катушками.

Проверка

Правильно действовать надо в следующей последовательности.

  1. На первом этапе диагностики проверить работу аккумулятора, а затем всей электрической цепи.
  2. На втором этапе спешить разбирать стартер опять не стоит — для начала рекомендуется определить состояние электродвигателя. Пускатель нужно подключить напрямую к массе: если двигатель завёлся и без проблем функционирует, следует заменить втягивающее реле. А вот мёртвая тишина подтвердит неисправность щёток.
  3. Далее уже можно определяться с конкретной причиной повреждения щёток. Различают две — перекос и износ.

Как заменить щётки

Чтобы заменить детали, надо проделать минимальный ряд действий:

  • снять и разобрать стартер;
  • отсоединить клеммы;
  • выкрутить винты на крышке вала;
  • снять крышку, извлечь сальники и прокладку;
  • вынуть щеткодержатель.

Как заменить щетки стартераВ процессе разборки механизма все детали надо раскладывать аккуратно и по порядку, чтобы не возникло проблем с обратной сборкой. Замена щёток проводится после тщательного осмотра. Крайне важно прочистить все детали от грязи, провести центровку щёток и установить их на коллекторе. Также обязательно суметь правильно закрепить собранный щеткодержатель, поставить на место уплотнительные кольца, прокладки и крышку коллектора. В конце подсоединить питающий кабель, закрепить его специальной гайкой.

Зима ДмЗа последний год-полтора уже раз десять менял щетки на стартере, правда колхозил от ТАЗа. Хватает на месяц, потом начинает крутить похуже. Разбор показывает, что щетки крошатся по бокам. В чем может быть причина. Конечно если вылечить не получится куплю новый стартер, но 1) этот - Бош хоть и 20 лет б/у, 2)хочется разобраться.
Алекс78Так если тебя 10 раз разборки-замены-сборки не убедили поставить родные щетки, думаешь есть смысл тебя уговаривать?
Зеонили можно просто купить себе ТАЗ, чтоб ни колхозить ни чего, а брать оригинал на него
Стрейнджер+1 ))) зачем колхозить то... покупаеш родные щетки... осматриваеш якорь еси все приемлемо то чистиш его нулевочкой.. еси уже борозды то моно попробовать проточить слехка... и будет тебе счастье... вот не понимаю таких людей кто от совковых машин ставит на иномарки... вот когда наоборот то респект )
Зима ДмПочему я ставил щетки от ТАЗа? Простая арифметика комплект щеток стоит 40 руб умножаем на 10 раз получаем 400 руб. Бош стоит ~2000 руб. Я согласен, что спокойствие стоит дороже, но во первых я не думаю, что отечественные щетки чемто отличаются от оригинала (кроме размеров конечно) и простая установка оригинала может привести к таким же результатам только в 50раз дороже, тем более что на форуме в ФАКе есть инфа по установке ТАЗовых щеток и вроде никто не жалуется. Поэтому проблема скорее всего в чемто другом. Был износ коллектора мне его шлифанули и полирнули, биения нет, ничего не помогло. Говорят, что подобное может случаться при замыкании одной из обмоток на массу. Поэтому я и думаю уж лучше сразу купить стартер за 3700, чем щетки за 2000 и хз на сколько их хватит. Собственно я спрашивал в чем может быть причина, а не какие мне щетки ставить. Сначала я тоже решил, что причина в том,что я так коряво обточил щетки и поэтому они разваливаются, но поверьте за 10 замен я так приспособился их делать, что от оригинала они мало чем отличаются.
Зеонне думаю что это очень приятная процедура каждый раз снимать стартер, хоть он и снимается легко. а где шлифовал коллектор? у вас есть мастерские, которые ремонтируют стартеры и генераторы?
Зима ДмВ том то и проблема, что специализированных сервисов по стартерам нет, а то я бы давно проверил ротор. А шлифанул на обычном токарном станке. Снять-поставить стартер не проблема, вот обтачивать щетки - гемор, все в пыли нах
Зеонда по мне уж обточить щетки куда проще чем снять стартер. это можно сделать дома в тепеле, а вот крутить стартер на улице да когда еще за окном большой минус, это не самое лучшее занятие. ну если нет таких специализированных сервисов, то как вариант купить новый стартер за 3700, это я думаю будет более правильное решение, чем брать щетки за 2000, и не факт что они не выйдут из строя решать тебе, но я бы лучше купил новый, зато проблем меньше будет.
Алекс78Я тоже точил щетки от ТАЗа... Похоже пока пилишь-точись, щетка начинает слоиться. А ротор потом её крошит по раслоениям-трещинам... Потому как "родные" щетки изнашиваются равно, а пиленные ТАЗовские - кусками рвет.
ЯндишЯ тоже ставил от классики (размер щеток один к одному)- сперва черного цвета по 3 рубля отдельно продавались-при проверке как притерлись ,треснула одна.Я поставил тогда серого цвета
( из готового комплекта для ВАЗ 2106 выпаивал уже ). А потом отдельно немецкие щетки кто-то писал здесь на форуме 70 рублей стоили.А комплект реле для Бошевского гены в магазине иномарок у нас стоит 300рублей.Так что попробуй еще -варианты есть.
Алекс78Ставил себе щетки Unipoint. 1.5 года без проблем Стоили они порядка 500 руб
Т4БусПокупал щеточный узел от десятки, подтачивал щетки на тонкой шкурке, год как уже все работает. В оригинале поводки щеток приварены, десяточные надо будет припаять.
Олег3Паять лучше латунью, а то отпаяться могут
Т4БусПрошел год тьфу-тьфу, пока отпаиваться не собираются.
Олег3Никогда не видел чтобы щетки в стартере производитель припаивал легкоплавким припоем, они всегда приварены, привернуты или приклепаны А отпаятся от самопального ремонта они могут, такое видеть приходилось.
Зима ДмТебе повезло, а на мой мотор кроме ВАГа в экзисте ничего нет. Щас посмотрел, у тебя РП? Экзист показывает, что стартеры у нас взаимозаменяемые. У тебя случайно нет номера щеток? Если нормально пропаять с кислотой, то ничего не отваливается, если конечно стартером не крутить полчаса Еще такой вопрос. Насколько плотно садятся втулки на вал. У меня получается нормальный такой люфт, хотя размеры вала идеальные, а втулки новые
Алекс78Брал давно, номера к сожалению нет. Просто зашел в магазин и спросил щетки. Мне нашли по каталогу. Кстати щетки я брал с щеткодержателем в сборе.
Т4БусЕстественно производитель ничего паять не будет, приварить это одно движение автомата.
ВитахаДа понятно,что каждый выходит из положения в меру своих возможностей...Видел щетки,обжатые медными трубками,склепанные,скрученные мелкими болтиками и даже просто скрученные между собой а поверх обмотанные тонким медным проводком...Возможно,все эти варианты имеют право на жизнь...
АлександрийНу я не знаю, чтобы при качественной пайке толстый медный провод нагрелся за несколько секунд до 250 градусов, для этого надо, чтобы по нему прошёл ток несколько килоампер, а зимой, даже если закоротить аккумулятор, такого тока скорее всего не получить. Бывало, на больших грузовых моторах типа ямз зимой стартёр аж клинило при попытке пуска, однако ни одна паяная щётка там не отпала.

 

Добавить комментарий