Стартер УАЗ-409

Электромеханическое устройство пуска автомобиля УАЗ 409 рассчитано на обычную 12-вольтовую бортовую сеть. Моторчик вращается с таким количеством оборотов, которых достаточно для кручения коленчатого вала и воспламенения горючей смеси в цилиндрах.

Конструктивные особенности

Стартер Искра УАЗКорпус стартера УАЗ-409 — литой, довольно прочный, с ушками для фиксации к картеру двигателя. Внутри него расположены статорные обмотки. Вал якоря сидит на бронзовых втулках — они не требую смазывания на всём протяжении эксплуатации. Шестерни планетарного механизма закрыты металлическим корпусом. Обязательно наличие втягивающего реле, бендикса и других элементов стандартного пускового устройства.

УАЗы оснащаются штатно стартерами фирмы БАТЭ или «Искра». Как правило, это модели AZE 2517 Iskra, БАТЭ 5112. В их конструкции применяется редукторный механизм. Они гораздо меньше по размеру классических механизмов пуска, не предусматривающих в схеме «планетарки». Но это нисколько не сказывается на мощности — напротив, этот параметр гораздо выше при сохранении того же крутящего момента.

Неисправности

Основные неполадки, которые возникают в системе пуска УАЗ:

  • электродвигатель не развивает нужный крутящий момент — плохой контакт силового провода, окисление других контактов, износ щёток или втулок;
  • стартер не входит в зацепление с маховиком — поломка втягивающего реле или бендикса;
  • электромоторчик не включается или работает с перебоями — сгорели роторные обмотки или коллектор, изношены щётки;
  • стартер работает шумно и с низкой частотой вращения — разрушены подшипники, ротор задевает за статор;
  • не прокручивается двигатель автомобиля, хотя пускатель на слух нормально вращается — повреждение шестерни или привода.

Часто, если не обеспечивается требуемый пусковой ток, виной становится разряженный аккумулятор. Поэтому он проверяется в первую очередь.

Демонтаж

С УАЗика стартер нужно снимать в такой последовательности:

  • обесточить аккумулятор, во избежание замыкания;
  • скинуть управляющую клемму с втягивающего реле, отвернув заранее гайку;
  • снять провод, идущий на положительный полюс обмоток электродвигателя;
  • открутить крепёжные болты, удерживающие стартер на картере — нижний болт выкручивается первым, с использованием накидного гаечного ключа;
  • демонтировать пусковое устройство.

Демонтаж стартера с УАЗ 409Замена стартера проводится только после тщательной диагностики. Необязательно сразу ехать в магазин за покупкой нового устройства. Если проверка на стенде ничего не показала, электродвигатель рекомендуется разобрать и прочистить. Лучше использовать для этого мелкую шкурку и тряпку, смоченную в бензине.

Разборка

Пошаговый алгоритм действий, с применением различных инструментов:

  • откручивается силовой провод от втягивающего реле головкой на 13 — многожильная коса, идущая с реле на плюс электродвигателя;
  • выкручиваются болтики втягивающего реле ударной отвёрткой;
  • снимается шлицевой отвёрткой маленькая крышечка стопора, держащаяся на двух винтах;
  • стопор убирается в сторону;
  • выворачиваются гайки стяжных шпилек на задней крышке стартера головкой на 10;
  • стягивается щёточный узел — угольки проверяются на износ и заменяются в случае необходимости;
  • электродвигатель делится на две части.

В первую очередь проверяется состояние привалочной плоскости тягущего реле. Здесь не должно быть следов масла, иначе придётся его прочистить растворителем и выявить причины появления смазки. Также контролируется состояние пружины и внутреннего поршня. Дополнительно прочищается внутреннее отверстие, куда заходит поршень — перед этим его надо вынуть вместе с пружиной.

Если на болтах и шпильках имеется ржавчина, её нужно устранить шкуркой. Следы окисления нужно прочистить также с мест, куда садится шляпка болта или шайба. Дело в том, что ржавые крепления могут вызывать замыкания через «массу» двигателя. Обязательно проверяется втулка задней крышки на боковое биение и другие повреждения. Если люфт большой, подшипник заменяется — перед этим закладывается новая смазка.

Разобранный стартерИз корпуса достаётся якорь. Тщательно контролируется его состояние. Обмотка должна быть с лаком, а поверхность — без задиров и следов обугления. Порознь осматривается поверхность коллектора — в местах, где есть потемнения, надо пройтись мелкой шкуркой, а пазы между ламелями прочистить иголкой.

Дополнительно ревизируется втулка планетарного механизма — то место, куда вставляется роторный вал. Проверяется люфт — если он большой, значит, придётся заменить подшипник качения. Также нужно осмотреть звёздочки редуктора. Не должно быть сточенных зубьев, задиров, заломов и других повреждений. Проверяется обязательно внутренняя пластиковая часть «планетарки» на износ.

Затем вытаскивается и осматривается бендикс. Для этого с вала привода стягиваются стопорное кольцо и ограничительная шайба. После этого обгонная муфта свободно снимается.

После замены повреждённых элементов, стартер УАЗ собирается в обратной последовательности.

Фрегат6933А какой стартер брать на 409? Редукторный - это актуально? Стартер УАЗ дв. ЗМЗ-409, ГАЗ дв.ЗМЗ-405,406 мал. (ЧЕБОКСАРЫ ) 2 389,00р.; УАЗ дв. ЗМЗ-409,514, ГАЗ дв.ЗМЗ-405,406 ( ЗМЗ-KENO ) 2 689,00р.; УАЗ дв. ЗМЗ-409,514, ГАЗ дв.ЗМЗ-405,406 ("Элтра-Iskra" ЗМЗ, г.Ржев) 3 143,00р. Что выбрать?
Полонусбери самый дешевый, все равно они одинаково по време ни живут
Фрегат6933А "редукторность" насколько важна?
Осепя в -17 заводил машину простоявшую три месяца на одном акб 62 тоже без всяких зарядок заводил не имея возможности газовать - тока крутить даже не заметил, что чтото просаживалось. Думаю, кено который лучше.
БеличийСлышал, что КЕНО хорошая вещь. Но сам не пробовал Купил Борисов, потому как тот же КЕНО был на полторы тыщи дороже.
Фрегат6933Странно. Тут разница десятками и неск сотнями рублей меж всеми Еще вот. Тоже совместимо? Стартер УАЗ дв. ЗМЗ-409, ГАЗ дв.ЗМЗ-405,406 мал. (ЧЕБОКСАРЫ ) 2 389,00р. УАЗ дв. ЗМЗ-409,514, ГАЗ дв.ЗМЗ-405,406 ( ЗМЗ-KENO ) 2 689,00р. и УАЗ дв. ЗМЗ-409,514, ГАЗ дв.ЗМЗ-405,406 ("Элтра-Iskra" ЗМЗ, г.Ржев) 3 143,00р.
Беличий421 стартер на 409 не лезет, афаик
Фрегат6933Не то с копипастил. Вот Стартер ГАЗ дв.406 (Борисов) 2 589,00р. Стартер ГАЗ дв.УМЗ-4215,4216,4213(Евро-3) КЗАТЭ (взамен 62) 12В, 1700 кВт 2 740,00р. И Стартер ГАЗ-24,ГАЗЕЛЬ (дв.4216),УАЗ (дв.4213) мал. (Борисов) 2 533,00р.
Осепага, 1,7 мегаватта - полюбому надо хапать
Мастеля бы чебоксарский взял
Майк880А чем редукторный 6012 не угодил? У меня два года проблем не доставляет, правда перебрал до установки, но это с отечественым процедура обязательная
ВиннерСтартеры фирмы КАТЭК для ВАЗ 2109-2110 задолбали еще когда занимался ремонтом автомобилей, в особенности редукторные. У них большая шестерня с внутренним зацеплением из пластмассы, как у 6012.3807 я не знаю, но думаю, что также. При этом на официальном сайте завода про 6012.3807 написано, что стартер со смешанным возбуждением При таком расп... не поверю, что они делают прекрасные долговечные стартеры. Кроме того, при длительной работе стартера постоянные магниты на редукторном стартере теоретически могут размагнитится от нагрева, который сильнее у редукторного стартера за счет его больших оборотов и меньшей массы, я не уверен, что у нас умеют делать хорошие магниты. Прежний стартер для 402-421, на основе которого сделаны стартеры белорусского и ржевского завода для 409, по ТУ военных должен был обеспечивать выезд из брода заглохшего автомобиля и имел жаропрочный якорь, по моему такие стартеры делались на ржевском заводе. Редукторному за счет больших оборотов вала якоря и меньших габаритов такие подвиги и не снились.
Майк880Ну долго на нём не катался, но немного ездил. Шестерни там железные. Насчёт нагрева не проверял, но у меня полно обломков бошевских стартеров, если что, то переставлю. Старые стартеры доперестроечные действительно хорошие, а новые меня задолбало менять, белорусские откровеное г , а к ржевским запчасти как класс отсутствуют. Катековский пока живёт, основной плюс что менять его удобнее
ВиннерВ руси, где покупал данный девайс, все запчасти к ржевскому стартеры были, большинство запчастей стартеров разных производителей к сожалению не взаимозаменяемы
Хомяк КристианПервые заморозки (чуть ниже нуля) спровоцировали проблему: При первом запуске (утром) стартер «не хочет» отпускать маховик и крутится с ним еще секунд 20. Последующие запуски (даже через несколько часов) без проблем. Пробег 4000, машина стоит на улице.
КурусаваПробег маловат, а так все признаки залитого маслом стартера. Разобрать. Помыть. Смазать и собрать по мануалу
ПианистТакая же хрень поначалу была. По гарантии поменяли без вопросов.
ПартизанскийТакая же фигня (короткий "визг" стартера при "холодной" заводке) появилась на 45 000 км пробега после того, как заляпал грязью весь моторный отсек и "искупал" стартер (форсировал огромные лужи и залитые водой колеи в глухом лесу). Снимали, прочистили и смазали стартер - всё равно остался оочень короткий "взвизг" на "холодном" (на "горячем" - тишина). Будем посмотреть. Раз машина новая и если ещё на гарантии - рекомендую "наехать" на дилера, пусть меняют.
Хомяк КристианНету у меня гарантии, к сожалению В любом случае, буду снимать и разбирать стартер - а там посмотрим
ДрагонА у меня такая проблема на холодную появилась: Поворачиваем ключ- стартер может начать крутить двиг долю секунды, может секунду, а потом как срывается- такое ощущение что продолжает крутиться в холостую, отпустишь ключ, заново- нормально крутит, но последнее время уже то попытки с 3, 4 начинает нормально крутить... На теплую и горячую проблем нет. Что это может быть? Втягивающее не держит? Не может быть такого, что проворачивается венец маховика? Он у нас кстати как- цельный или нет?
Друга на Оде разводили как раз на замену маховика, а оказалось втягивающее.. И какие у нас вообще стартеры бывают, что может стоять на 2007 г, Евро2?
НатовецПрамо стоит по лицензии Искры,неделю назад он окончательно скончался поменял на новый,запчастей нет да и не выгодно эго чинить однако. Лучше замени, а то я пока ехал до Тулы заглох,так все московские и подмосковные джиперы хмурили лобики и надували губки как будто я им КАМАЗ предлогаю дернуть. Только земляк выручил на Дукато, за что ему большое человеческое спасибо. Не стоит оно того чтоб просто стоять обездвиженным
ДрагонПосмотрел в Потребсоюзе 2500 всего стоит... втягивающее 600 с гаком... бендикс от 150 до 500. Втулки, обмотки, все есть Кстати сильно геморно его менять? ПС защит никаких нет. Вот такие нашел: Стартер редук-й 93.3708 (409 дв.) 2500р, 6012.3708Стартер УАЗ дв. ЗМЗ-409, ГАЗ дв.ЗМЗ-405,406 2,0 кВт "LKD Electrical" (ПРАМО)12В 2400р, 11.131.568Стартер УАЗ дв. ЗМЗ-409,-514, ГАЗ дв.ЗМЗ-405,406 редукторный 1,9 кВт "Iskra" 3267р
Траксда вроде он на виду, подлезть можно, хотя сам не пробовал....
ЛегансыУ меня была такая же хрень долго не думал купил новый думал старый переберу.так но год валялся пока который поменя не сдох в итоге меняный после 10-20 нырков в воду заржавел так что утром вышел а машинка не гугу,за пол часа поменял на заводской а он работает,но было тепло как только температура упала до +10 началось заново в итоге снял и из двух собрал один в заодском втягивающий на холоде отверткой еле вытащил -как он может венец отпустить если он там не двигается .как то так.
ДрагонВот и у меня такая фигня- как похолодало ниже 10, так и началось. У меня "не отпустить венец" не может, а наоборот- "теряет с ним связь" в процессе крученияПолчаса менять? ТО есть я так понимаю не особо эротическое занятие? Просто свежи еще воспоминания о снятии стартеров на Нивах)))) Ну посмотрим, если на выхах погода будет, может сниму хотябы посмотреть и с делать выводы. На Ниве была как-то противоположная беда- поменял втягиващее, как раскалится особенно в пробке- все- приехали, стоим курим, остываем если заглохли, поменял на болгарское и забыл. На ШНиве кстати тоже болгарское такое же ставил и тоже все зер гут. То что не отпускает маховик я еще понимаю- втягивающее выстрелило, бендикс вылетел и все застряло, обратно сил не хвает убраться из-за ржи и прочего.
А вот как у меня- на полпути может начать вхолостую крутить, при этом может иногда опять сцепляться с двиглом кратковременно, а может и не цепляться больше,после нескольких попыток крутит нормально, вот это не понятно 🙂
Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Добавить комментарий