Стартер Vaz-21124
Очередная модель семейства Lada 110. Автомобиль оснащается рядным четырёхцилиндровым 90-сильным бензиновым двигателем, объёмом 1,6 литра. Стартер Ваз 21124 и другие обязательные узлы сделаны взаимозаменяемыми с различными версиями «Лады».
Характеристики стартера Ваз 21124
Содержание
С завода устанавливается редукторный вариант стартера с тремя втулками под артикулом 921.3708 от чебоксарской фирмы «Электром». Один из успешных вариантов для его замены — «Прамо» АТЭ-1 29.3708. По характеристикам почти не отличается от штатного. Его легко снимать, разбирать и ремонтировать.
Характеристики | Электром | Прамо |
---|---|---|
Масса, кг | 3.5 | 6 |
Направление вращения вала | левое | левое |
Номинальная мощность, кВт | 1.6 | 1.3 |
Номинальное напряжение, В | 12 | 12 |
Применяемость | ВАЗ | ВАЗ |
Число зубьев шестерни | 11 | 11 |
Выдавая мощность в 1,5-1,6 кВт, стартер обеспечивает пусковую частоту или ПЧ, необходимую для цилиндров силового агрегата машины. Известны различные частоты, но принято пользоваться средним пусковым значением. Для Ваз 2112 и 21124 это 40-50 об/мин. По сравнению дизельные моторы требуют от электродвигателя не менее 100 вращений в минуту.
Стартер Vaz-21124 состоит из следующих компонентов:
- 4-х постоянных магнитов, вмонтированных внутрь и выполняющих чуть ли не главную функцию;
- ротора, проворачивающего маховик и коленвал двигателя;
- щёточного узла с четырьмя графитовыми наконечниками — щётки имеют положительные и отрицательные свойства, тем самым, обеспечивая электрическое соединение;
- планетарного редуктора — специального шестерёнчатого узла, отвечающего за передачу вращения на вал привода;
- привода, вводящего шестерни в соединение с маховиком;
- алюминиевых или железных крышек, закрывающих реле и стартер с щеточным узлом;
- тягового реле, обеспечивающего сцепление с зубчатым венцом.
Родной стартер Ваз-21124 компактен и мало весит. Данную особенность вряд ли можно считать преимуществом, ведь это самая нагружаемая часть электрической системы автомобиля. Именно на стартер возложена функция вращать тяжёлый маховик двигателя вместе с коленвалом. Поэтому маленькие устройства служат недолго, через 4-5 лет выходят из строя.
Диагностика
Основные симптомы повреждённого стартера:
- устройство не срабатывает после попытки завода двигателя;
- электродвигатель не отключается после запуска мотора, а продолжает вращаться;
- стартер нормально крутит, но не проворачивает коленвал.
В любом случае, грамотная диагностика подразумевает исключение из зоны поиска все остальные возможные причины подобных симптомов. В первую очередь следует проверить целостность проводки, проложенной от аккумулятора к стартеру. Затем включить оптические фонари и сигнал — так проверяется батарея, которая при неисправностях просто неспособна обеспечить нормальный свет и звук. Далее тестируется замок зажигания и втягивающее реле. Если эти детали в порядке, стартер придётся снимать с машины для ремонта или замены.
Один из главных симптомов неисправного аккумулятора: просадка напряжения в момент вращения — обычно сопровождается затуханием освещения в салоне машины.
Неисправности стартера
Характерный признак: стартер тяжело крутит, особенно зимой. Поэтому многие владельцы автомобиля меняют щётки, износ которых — обычное явление. Доказано, что именно данные элементы наименее надёжны. Отдельно на родное устройство найти оригинальную запчасть сложно. Но имеется множество аналогов. К примеру, тайваньский щёточный узел фирмы Unipoint SH3503. Устанавливается на различные машины, в том числе на китайский «Лифан». Примерная цена — 400 рублей.
Другие характерные неполадки:
- повреждение обгонной муфты — лязгающий шум во время запуска мотора Ваз-21124;
- трескание кольцевой шестерни планетарного редуктора;
- дефекты ламелей коллектора.
К проблемам стартера приводит длительное держание ключа замка зажигания в режиме пуска. Некоторые владельцы по незнанию или другим причинам подвергают устройство колоссальным и неимоверным нагрузкам.
Замена стартера
Осуществляется в случаях, когда элемент полностью выходит из строя, и возможности его починки нет. Замена считается очень важной и ответственной процедурой, так как без мощного электродвигателя мотор автомобиля просто не заведётся.
Алгоритм действий:
- скинуть минусовой провод аккумулятора;
- отсоединить кабель, проложенный на втягивающее реле;
- вывернуть гайку 13 размера, крепящую плюсовую клемму стартера;
- отвернуть фиксаторы пускового устройства — болты на 15, крепящие стартер к картеру сцепления;
- вытащить электродвигатель.
Новое устройство ставится на место старого. Демонтированная проводка закручивается до упора.
Ремонт стартера
Если имеется возможность, то стартер чинят. Для этого снятое устройство подвергают разборке. Вот как это делается по инструкции:
- отвернуть гайку 10 размера на втягивающем реле, сняв провод, идущий на электродвигатель;
- отделить реле вместе с прокладкой;
- демонтировать ротор и пружину;
- вытащить стяжные шпильки;
- снять устройство с винтов вместе с якорем.
Обязательно подвергнуть внимательному осмотру контакты и щётки. Чтобы увидеть состояние щеточного узла, надо отвернуть два винта задней крышки. После этого он выпадет в руку — длина щёток должна быть не менее 8 мм, иначе придётся их заменять. На узле не должно быть следов прогара или ржавчины. Элементы не должны болтаться, провода — быть целыми.
Отдельного внимания заслуживают шестерёнки. Их надо извлечь, не потеряв прокладку. Затем очередь обгонной муфты и соленоида. Предварительно нужно отвернуть винт, закреплённый на боковой части корпуса стартера. Это даст возможность стащить бендикс с вала, отводя втулку вправо. Далее снять стопорное кольцо. Можно поддеть его тонкой отвёрткой, разжать и вытащить.
Особое внимание надо уделить кольцевой редукторной шестерне. Случается, что она расслабляется, и тогда нужно запаять её, вымыть до блеска, набить литолом и собрать на место.
Теперь надо аккуратно почистить все внутренние составляющие карбклинером, бензином, чистым керосином. Все вращающиеся компоненты и шестерёнки, а также втулки и механизм тягового реле смазать литолом. Коллектор прочистить мелкой наждачкой.
Романик | На родном стартере 21124 2 подшипника (дробь) или один? у щёток и у бендикса, с внутренней стороны |
Слава88 | Вроде, два. У бендикса точно. И в крышке дробину видно. |
Олежа Новый | Предлагаю заменить родной стартер Ваз редукторным. Звук как иномарошный ) |
Витамин | Здравствуйте! Начались проблемы со стартером моей девятки. Достал его — 921.3708. Заводская пломба еще не срывалась. Щетки своё уже отходили. Скажите, пожалуйста, обязательно щётки блоком менять, или можно напаять? Ещё, если пошатать вал, на котором бендикс сидит, появляется люфт 2-3 мм. Это так и должно быть? |
Слава88 | На другой конструкции щетки элементарно винтами прикручиваются (контакт на косе). На этом щетки паяются (косы). Самому паять надёжно — проблема. Потому такой узел и меняют, обычно. По люфту — я бы проверил втулки. Заодно, разобрав, проверишь наличие смазки (много не добавляй, просто размажь). |
Витамин | Не могу понять какая втулка отвечает за этот люфт. Средняя втулка и задняя вроде как только якорь держат. Не подскажешь с чего втулки подходят и какую смазку ложишь? |
Слава88 | Циатим-201 мазал планетарку подобного стартера на своём Х-Трейл. Им же и на девятосе смазал. Втулки на 12-шке не мерил. По необходимости замены так же столкнусь с вопросом замены. На Х-Трейл, померив родные втулки и валы, купил нужные у СТО (у электрика). Сделай замеры — быть может ВАЗовские в магазе есть подходящие. |
Маде Вуср | я себе приора китай ставил редукторный)немного прешлось доработать ну как доработать просто выбил в кожухе посадочное место под втулку что бы приора встал он с носиком удобнее обслуживать и бендикс поставил от зубилки редукторный))) |
Дор | Все стартера Ваз взаимозаменяемые? |
Хотаббыч | НА счет взаимозаменяемости нечего не скажу, но на сколько знаю маховики и кольца для стартера 114 и 124 одинаковые (могу ошибаться). Если белстар, то выброси и не смотри в его сторону даже, да и запчастями эти стартеры обижены, а так якорь смотри, бендикс замени. Зимой стартер тоже мозг делал, ковыряться не стал, заменил, катек поставил, вот он крутит двиг!После замены обычно я старые детали максимально реанимирую, а к белстару даже прикасаться не хочу. |
Димон33 | Такая проблема: двигатель заводится не спервого раза, бывает со второго или третьего (не крутит стартер) слышится характерный щелчек втягивающего. Поменял втягивающее результата 0, поменял стартер тоже самое, ездил в сервис проверяли массу все нормально, мастер был в растерянности. |
Сабо | АКБ проверили?? силовые клеммы на втягивающем перемыкали? |
Димон33 | Точно сказать не могу это уже давно началось сначала редко были такие осечки потом стали более частыми а летом вообще бывало что минут по десять приходилось ключем крутить сейчас бывает сразу заводится а иногда раза с третьего. |
Домник | В проводах силовых, в обжимках контакт пропадает. |
Профи | Мастер на столе стартер проверял? клемы раскручивал смазывал? |
Димон33 | Нет но сказал что стартер может некачественный попался, хотя и настаром такаяже проблема и втягивающее я менял. |
Домник | Мой диагноз: массовый провод прикручен на шпильку, на которой крепится отводной патрубок системы охлаждения. А патрубок посажен на герметик, да еще прокладка. Вот контакта и не нет. Такая же неисправность. |
Щёкинец | на самом деле со стартером всё не очень сложно. Начинаем с того, что стартер не должен быть белорусским. Никакой политической подоплёки. Братья-Белоруссы - отличные парни,я за дружбу народов. и холодильники ихние неплохие, и МаЗы - труженики. Но вот электроприборы к ВАЗам качеством не блещут. И так. Устанавливаем стартер производства КЗАТЭ.Ну и заведомо исправный АКБ. И если он не крутит, начинаем искать, где у нас не хватает. Ищется несложно. Для начала упраздняем сложную цепь от замка зажигания к стартеру. Заменяем её проводком, от клеммы управления втягивающим реле до плюсовой клеммы АКБ. Если втягивающее щёлкает, а стартер не крутит, начинаем изучать силовые провода. Провода не должны быть слишком модными. (ну там типа золотые клеммы с иридиевыми болтиками и т.п... Провода должны быть заводскими. В магазине цена на них примерно 200-220р за минусовой, и 250-270 за плюс. Далее ищем недопустимое падение напряжение с помощью мультиметра. При включении втягивающего реле смотрим, на каком из проводов есть это самое падение. Сначала меряем между плюсовой клемой АКБ и болтом втягивающего реле, к которому прикручен силовой плюс. Если показания мультиметра стремятся к нулю, производим такой же замер по минусу. И находим потерю живительного напряжения. |