Стартер Ваз-2131
Ваз 2131 — это пятидверный вариант отечественного внедорожника. Классически сюда устанавливается такой же стартер, как и на остальные модификации автомобиля. В большинстве случаев, это модель 5722.3708.
Какой стартер рекомендуется ставить на Ваз-2131
Содержание
Функция старта/отключения стартера традиционно возложена на втягивающее реле. Электродвигатель с постоянным током, мощность в пределах 0,5-2 кВт. Из-за некоторых особенностей силовой установки и привода, на Нивы рекомендуется ставить устройства мощностью не менее 1,3 кВт, а лучше — 1,55 кВт.
Лучше всего зарекомендовали себя устройства КЗАТЭ. Они значительно легче и намного лучше моделей БАТЭ, которые нередко идут в штатной комплектации автомобиля. Самая дорогая модель КАТЭК (КЗАТЭ) редко превышает цену в 4 тыс. рублей. Главное — чтобы не попасть на подделку! Проверяется так: попробовать стереть ногтем штрих-код на корпусе — стираться не должен. Отлив редуктора должен быть без дефектов, а на корпусе магнитов иметься слегка заметная шагрень.
Характерные неисправности
Особое место в стартере занимает обгонная муфта или бендикс. Эта деталь подвержена сильным нагрузкам, поэтому частенько портится. Главная функция — размыкать маховик от стартера после запуска двигателя. Вращается обгонная муфта только в одну сторону.
Также нередко выходит из строя втягивающее реле. Все опытные водители Нивы так и делают при сложностях со стартером. После проверки цепи, сразу же диагностируют тяговое реле, а потом бендикс.
Как осуществляется проверка
Алгоритм проверки стартера, не запускающего двигатель, сводится к нескольким пунктам.
- АКБ. Можно ничего не делать, а сразу установить заведомо исправный аккумулятор. Или сначала проверить выходное напряжение на клеммах аккумулятора без нагрузки — должно быть 12 вольт и более. Если всё нормально, батарея проверяется под нагрузкой — зажигание автомобиля включено — не должно быть сильной просадки.
- Цепь питания. Возможно, что элементы, образующие силовую цепь, обгорели или окислились. В этом случае значение тока на втягивающем будет меньше, чем на выходах АКБ. Для тестирования рекомендуется отдельно подать напряжение с помощью временного проводника, сечение которого более 1,15 мм2. Провод надо соединить одним концом на плюс аккумулятора, а другим — на клемму втягивающего реле. Если стартер нормально заведёт двигатель, неисправна цепь питания.
- Втягивающее реле. Как правило, это делается с помощью длинной отвёртки или монтировки. Надо замкнуть напрямую стартер. Если он будет вращать — втягивающее нуждается в замене. Также не исключено, что окислены соединения тягового реле или плохо контактирует «масса». Эти моменты тоже надо досконально проверять.
Подробнее про неисправности и диагностику в таблице.
Возможная неисправность | Диагностика | Способ решения |
---|---|---|
АКБ разряжен. Окисление клемм АКБ или плохое соединение | Стартер щелкает, но не крутит. Напряжение на выводах АКБ при включенных потребителях менее 12 В. При включении стартера напряжение на его выводах падает намного больше, чем на выводах АКБ | Зачистить контакты, смазать вазелином и хорошо затянуть. Зарядить или заменить АКБ. |
Проблемы в проводке тягового (втягивающего) реле стартера, контакты зажигания 30 и 50 не замыкаются. | При повороте ключа нет щелчка под капотом (реле не срабатывает). Проверить наличие напряжения на управляющем контакте втягивающего реле | Зачистить контакты, смазать вазелином и хорошо затянуть. Заменить замок зажигания |
Втягивающее реле стартера неисправно. | При повороте ключа нет щелчка под капотом (реле не срабатывает), но на управляющем контакте втягивающего реле есть +12 В. Стартер крутиться при замыкании отверткой. Не крутит стартер только на горячую (когда двигатель прогрет) | Заменить втягивающее реле стартера |
Окислены контакты втягивающего реле, плохой контакт «масса» | При повороте ключа есть щелчок под капотом, но стартер не крутит. Проверьте омметром сопротивление цепи «АКБ - стартер», а также провод «массы». Если цепи исправны, снимите стартер и проверьте работу его реле | Зачистить контакты, смазать вазелином и хорошо затянуть. Заменить втягивающее реле |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке втягивающего реле | При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на АКБ в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву | Заменить втягивающее реле стартера |
Обгорание коллектора стартера, зависание щеток или их сильный износ | Стартер не крутится или крутится медленно. На снятом стартере проверьте усилие прижатия щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора | Отремонтируйте стартер. При сильном износе коллектора замените стартер |
Обрыв или замыкание в обмотке якоря стартера | Стартера не крутится или крутится медленно. Исправность обмотки проверяется омметром или по потемнению изоляции | Заменить стартер |
Пробуксовка муфты свободного хода | Стартера крутится, но маховик неподвижен | Замените муфту или стартер |
Зубчатый венец проворачивается на маховике | Стартер крутится, а маховик и коленвал неподвижны. Есть визг, вой со стороны картера сцепления | Замените маховик |
Двигатель или навесные агрегаты заклинило | Проверить вращение коленвала, шкивы генератора, насоса охлаждающей жидкости и насоса гидроусилителя руля | Выполнить ремонт двигателя или его навесных агрегатов |
Повреждены шестерня привода стартера или зубья венца маховика | Визуальный осмотр после снятия стартера | Отремонтируйте или замените стартер, замените маховик |
Грамотный демонтаж
Снимается стартер на Ваз-2131 для ремонта или замены, а также во время выполнения других сопутствующих работ. Перед этим машину надо обязательно обесточить — скинуть минусовую клемму с АКБ.
- снять корпус воздушного фильтра;
- демонтировать теплозащитный щиток;
- отсоединить опорный кронштейн впускной трубы от системы креплений двигателя;
- открутить фиксаторы стартера — сначала верхний, затем средний и нижний;
- вытащить пусковое устройство немного вперёд;
- отсоединить от стартера проводку;
- вывести пускатель сверху из моторного отсека.
Кудряшка | Подскажите, машина не заводилась, при повороте ключа - были щелчки, заменил втягивающее на стартере, завелась три раза и теперь происходит скрежет. Стартер ли это? |
Кулибинн | А втягивающее наверно заменили не разбирая стартера, да? |
Кудряшка | да |
Кулибинн | Ну вот и результат. Ну, а как же, всё проверить, ротор, статор, редуктор если есть, щётки, втулки, обгонную муфту ( бендикс) обязательно проверить... Обмотки проверить на пробой, нет ли короткозамкнутых витков… |
Микола | Зачем это все делать, если неисправно только втягивающее реле? |
Глокий Куздр | Современные агрегаты так забавно спроектированы, что к моменту умирания одного из компонентов многие другие уже находятся в прединфарктном состоянии и требуют как минимум терапевтического вмешательства, а довольно часто и хирургического, вплоть до отправки в крематорий "почти исправного" узла. |
Микола | Вы когда зубы лечите, апендицит тоже вырезаете? Потек сальник, заменил сальник. Допустим, задний КВ. Не, ну есть конечно сервисмены, которые настаивают на замене сцепы. Коробас же со сцеплением снят! Только вот потом в счете указывают и то, и то, |
Нико | А как узнал, что ТОЛЬКО втягивающее и ничего больше? |
Микола | Если ты не отличаешь неисправность втягивающего от неисправности бендискса, то да, нечего вникать! У ТС проблема только одна неправильно собрал! И да, втягивающее на классике меняется не разбирая стартера! |
Кулибинн | Действительно, частенько бендикс разваливается. Втягивающее щёлкает, а двигатель не запускается, все думают, что втягивающее сдохло. |
Кудряшка | По всем признакам было сломано втягивающее. После его замены стартер заработал, значит диагноз указан верно. |
Кулибинн | Все эти признаки применимы к стартерам с однообмоточными втягивающими реле. Стартер с сериесной обмоткой будет щёлкать если даже одна из щёток подвисает или контакт силовых цепей плохой, ну или бендикс развалился, как у тс. |
Микола | Почему стартер щелкает, если развалилась обгонная муфта? |
Кулибинн | Потому что втягивающее исправное, отчего бы ему не щёлкать. А вот сломанный бендикс препятствует свободному перемещению якоря, который замыкает контакты. Ну и особенность работы двухобмоточных втягивающих реле всех вводит в заблуждение, т.к. никто не вдаётся в суть его работы. |
МаксАгент | Вот на днях мой шевик не завелся...Полезу сначала провода подергаю Потом (не хотелось бы) стартер снимать |
Челобоз | Отказалась заводиться машинка, причём сначала завелась как обычно, но при трогании задом, подошва ботинка была в снегу и соскользнула со сцепления ... заглох и не завёлся. Завели меня волоком, доехал до дома. А дальше …Три дня искал реле стартера у себя в инжекторной 2131 ... и не нашёл. Его просто не оказалось. Машинка была взята с рук и чудес в электрике там, как подарков у Деда Мороза При поиске этого несуществующего реле стартера, пришлось прозвонить всю цепочку от замка зажигания до самого стартера. Сегодня снял стартер (редукторный), думаю виновато втягивающее. Будем починять прокляту железяку. Вопрос - какой ток кушает втягивающее реле стартера? Думаю, ставить или не ставить релюшку включения? |
Аваст | Год-то какой у крокодилки? |
Челобоз | 2004 годик рождения моего трамвая. |
Аваст | "На машине 2002 г. выпуска слева ниже маленького блока предохранителей прикручено два реле. Одно из них — нужное. Если машина инжекторная (в профиль после 2131 не мешало бы добавить букву i или k для определённости), то эти два прикручены там же к кронштейну реле системы управления двигателем, но нужно смотреть по-прежнему на два отдельных и цвет подходящих к ним проводов (посмотреть на схеме)." |
Челобоз | В моём трамвае реле стартера точно нет, то место где оно должно было стоять и щупал и глядел, но там только реле зажигания и ещё четыре релюхи. + я сам, лично, прощупал пальчиками всю проводку от замка зажигания до самого стартера. Перепотрошил Google и нашёл токи втягивающего реле: Ток срабатывания - 43А, Ток удержания - 12А Из сего делаю вывод, что ставить реле стартера нужно обязательно. В противном случае угроблю замок зажигания и ещё что-нибудь по пути. Завтра куплю и поставлю это реле. |