Как проверить вакуумный регулятор опережения зажигания или ВРОЗ
ВРОЗ или регулятор опережения является важнейшим и незаменимым элементом системы зажигания современного автомобиля. Тема этой статьи о том, как проверить вакуумный регулятор опережения зажигания своими силами.
Что такое ВРОЗ и как он работает
Содержание
ВРОЗ представляет собой устройство, напоминающее своей работой стабилизатор, задачей которого является контроль над работой мотора. Без ВРОЗ двигатель однозначно стабильно функционировать не будет.
Если вникнуть подробнее в функциональные задачи устройства, то становится понятно, что ВРОЗ не просто контролирует работу двигателя, но регулирует систему зажигания во время нагрузки на силовую установку.
Примечание. Как известно, во время сильной нагрузки на ДВС цилиндры его начинают активно наполняться ТВС (смесью горючего), тем самым, повышается давление в момент воспламенения. И наоборот, если нагрузка небольшая, давление понижается, что понижает и скорость сгорания.
ВРОЗ способен регулировать описанные выше моменты. Когда это требуется, угол опережения или УОЗ автоматически уменьшается или увеличивается.
К примеру, при уменьшении нагрузки на силовую установку происходит следующее. Заслонка прикрывается в месте, где подсоединён регулятор. Это соответственно приводит к увеличению диафрагмы. Она перемещается, на неё оказывает воздействие разность давлений, тем самым, удаётся преодолеть противодействие пружины. Таким образом, происходит увеличение УОЗ.
Что касается уменьшения УОЗ, то всё происходит аналогично, только в обратном порядке. Заслонка полностью открывается, диафрагма с тягой смещаются, пластина поворачивается.
Где расположен ВРОЗ и чем опасен выход его из строя
ВРОЗ бывает установлен на распределителе. Последний состоит из корпуса с крышкой, сделанной из ткани. Два элемента разделены специальной диафрагмой. ВРОЗ включает в свой состав пружины и другие составляющие.
Неисправность регулятора способна с лёгкостью стать результатом проблемной работы двигателя. Регулировки зажигания происходить не будет.
Достаточно посмотреть, как вращается кривошипный вал после изоляции шланга с ВРОЗ, чтобы понять всю важность работы регулятора.
Причиной выхода из строя ВРОЗ может стать заедание подшипников или ослабление крепежей. Герметичность ВРОЗ – очень важная штука, и она легко может повредиться, если трубка будет где-то пропускать воздух. Также на потерю герметичности повлияет низкая плотность затяжки штуцера, критические повреждения диафрагмы и многое другое.
Хорошо видно, что происходит с двигателем во время повреждения ВРОЗ или потери им герметичности, в таблице ниже.
Причины неисправности | Способы устранения |
---|---|
Недостаточный зазор между контактами прерывателя | Достаточно будет отрегулировать зазор |
Загрязнение бегунка и крышки трамблёра, появление в них трещин, приводящих к большей утечке тока высокого напряжения, подгоранию гнёзд в крышке | Протереть бегунок и крышку. При наличии трещин или подгорания гнёзд надо заменить неисправный бегунок или крышку |
Подгорание контактов прерывателя | Зачистить контакты |
Большой износ втулок валика, неравномерный износ кулачка распределителя, сильный износ оси подвижного контакта | Разобрать распределитель, заменить изношенные детали, собрать и отрегулировать трамблёр |
Двигатель не развивает полной мощи | |
Ослабление пружины рычажка прерывателя | Проверить усилие прижатия контактов прерывателя и, если оно ниже необходимого, заменить пружину |
Неправильно установлено зажигание | Проверить правильность установки зажигания |
Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания | Разобрать трамблёр и устранить неисправность |
Неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания | Проверить состояние трубки вакуумного регулятора и в случае повреждения заменить трубку. При отсутствии повреждений проверить вакуумный регулятор на стенде и при необходимости заменить |
Как проверить ВРОЗ
Для проверки ВРОЗ следует сначала заглушить двигатель, чтобы избежать различных критических ситуаций.
Далее осуществляется разборка трамблёра:
- Нужно снять трамблёрную крышку и сам бегунок;
- Далее вынуть пластиковую защиту, которая расположена после бегунка;
- Демонтировать трубку, по которой идёт разрежение.
Потом нужно создать искусственное разрежение:
- Втягивается ртом воздух в себя;
- Одновременно нужно смотреть за перемещением диафрагмы.
При нормальной работе ВРОЗ диафрагма обязана втягиваться внутрь корпуса при разрежении, тем самым, перемещая пластину ДХ (датчика Холла). В противном случае, если диафрагма остаётся неподвижной, ВРОЗ необходимо заменить.
Вот как проводится замена:
- Демонтируется шайба-стопор;
- Диафрагменная тяга отсоединяется от пластины;
- Винты-фиксаторы корпуса ВРОЗ отвинчиваются;
- Регулятор снимается с трамблёра;
- Устанавливается новый ВРОЗ.
Проверка насосом
Очевидно, что одной проверкой на разрежение досконально проверить работу ВРОЗ не получится. Вернее, следует ещё проверить герметичность. Сделать это возможно только после снятия механизма с авто.
Итак, ВРОЗ снят, теперь его нужно проверить. Главный инструмент в этом случае – насос. ВРОЗ опускается в воду, налитую в какую-нибудь ёмкость. Далее насос подсоединяется с регулятором. Внутрь камеры механизма закачивается воздух. Если на воде заметны пузырьки, значит, имеется повреждение, как раз в том месте, где и выходит воздух.
Часто случается такое – воздух выходит непосредственно на штуцере. В этом случае заменять ВРОЗ не нужно. Достаточно будет затянуть штуцер. То же самое можно сказать, если воздух выходит в месте завальцовки. Тут желательно уплотнить стык, используя молоток. Кроме того, можно обмазать повреждённые зоны «эпоксидкой», прежде тщательно просушив и зачистив регулятор.
При повреждении диафрагмы уже без полноценной замены ВРОЗ не обойтись.
Проверка на стенде
Существует также более усовершенствованный вариант проверки ВРОЗ. Речь идёт об устройствах, располагающих несколькими измерителями, включая синхроноскоп и тахометр.
Вот как осуществляется тестирование:
- Трамблёр с регулятором закрепляют на стенде;
- Штуцер ВРОЗ совмещают с насосом и измерителем вакуума оборудования;
- Ставят режим стандартной частоты кручения вала трамблёра;
- 0 величинограммы прибора совмещают с одной из освещаемых чёрточек;
- После этого создаётся разрежение, которое соответствует конкретной модели трамблёра;
- Теперь нужно проконтролировать момент отклонения метки в градусах.
Величина, фиксируемая измерителем вакуума, обязана сочетаться со значениями, предусмотренными для тестируемого трамблёра.
Тип распределителя | Марка автомобиля | Центробежный регулятор | Вакуумный регулятор | ||
---|---|---|---|---|---|
Частота вращения* валика-распределителя, мин-1 | Угол опережения, град | Разряжение, мм рт. ст. | Угол опере-жения, град | ||
Р114Б | ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968М | 600 | 0...3 | 120 | 0...2 |
900 | 4,5...7,8 | 180 | 2...4 | ||
1300 | 8...11 | 250 и более | 4...6 | ||
1800 | 11,5...14,5 | Более 250 | |||
2000 и выше | 13...16 | ||||
Р147 | «Москвич-2140», «Москвич-412» ИЖ | 500 | 1...3 | 80 | 0...3 |
800 | 4,5...6 | 130 | 4,75...7,75 | ||
1800 | 9...11 | 170 | 8,5...11,5 | ||
2800 и выше | 13,5...15,5 | 200 и более | 8,5...11,5 | ||
Р107 | «Москвич-2138» | 500 | 5,5...8,5 | 80 | 0...2 |
900 | 9...12 | 120 | 3...5,5 | ||
1300 | 12,5...15,5 | 150 | 5,5...8 | ||
1700 и выше | 16...19 | 180 и более | 7...10 | ||
Р125 | ВАЗ-21013 | 500 | 0...1,5 | — | — |
750 | 1...4 | — | — | ||
1000 | 3,5...6,5 | — | — | ||
1500 | 8,5...11,5 | — | — | ||
1900 | 12,5...15,5 | — | — | ||
2050 и выше | 14...18 | — | — | ||
Р125Б | ВАЗ-2103 ВАЗ-2106 ВАЗ-2121 | 500 | 0...1,5 | — | — |
1000 | 3,25...6 | — | — | ||
1500 | 7,5...10,5 | — | — | ||
2000 | 12...15 | — | — | ||
2250 и выше | 14,5-16,5 | — | — | ||
Р119Б | ГАЗ-24 | 300 | 0...1 | 110 | 0...2 |
500 | 0,5...4 | 140 | 2...5 | ||
1200 | 10...13 | 180 | 5,5...7,5 | ||
1950 | 16...18 | 200 | 6,5...9,5 |
Если найдены несоответствия, проводится настройка ВРОЗ. Делается это путём изменения натяжения его пружины. Подбираются прокладки различной толщины, которые ставятся под штуцер. Также рекомендуется смещать ВРОЗ относительно трамблёра.
Внимание. Если УОЗ создаётся при малой величине вакуума, увеличивается показатель упругости пружины. Для этого нужно поставить прокладку большей толщины между пружиной и штуцером (сойдёт также установка нескольких тонких шайбочек).
Подскажите пожалуйста, у меня патрубок торчит из ВРОЗ, его нужно куда либо подключать? или же он так и должен просто лежать?
На карбюраторе имеется такой же патрубок . Соедини их между собой тонким шлангом.