Как в автомобильный аккумулятор добавлять воду и можно ли это делать
Вода в АКБ является одним из важнейших компонентов. Без неё батарея просто не будет нормально функционировать. Электролит внутри аккумулятора должен быть всегда нормальной консистенции, чтобы обеспечивать заряд.
Из чего состоит жидкость аккумулятора?
Электролит состоит из двух основных компонентов. Это вода и серная кислота. Дистиллированной воды больше — она занимает около 65% всего внутреннего объёма. Такая смесь оптимально обеспечивает плотность состава — 1,27 г/см3. Если кислоты будет больше нормы в 35%, плотность поднимется до 1,3-1,4 г/см3. При такой концентрации свинцовые пластины аккума постепенно разрушаться.
Не стоит заливать и меньше 35%: в этом случае плотность понизится, что приведёт к замерзанию жидкости в зимнее время года. Таким образом, вода и кислота в аккумуляторе должны иметь конкретные пропорции, их нельзя нарушать.
Плотность электролита в пределах 1,27 г/см3 является средним значением. Чтобы узнать конкретную величину, надо свериться с таблицей климатических зон и плотности.
Климатическая зона со средней температурой зимой | Плотность электролита в полность заряжённой АКБ |
---|---|
Крайний Север от -50 до -30 | 1.29 |
Северная зона от -30 до -15 | 1.28 |
Центральная зона от -15 до -4 | 1.26 |
Южная зона от -15 до +4 | 1.24 |
Тропики от +4 +6 | 1.22 |
Какую воду заливать?
Теперь о том, можно ли заливать воду. Очевидно, что она не должна быть из-под крана, а только дистиллированной без каких-либо примесей. Уровень её внутри батареи не постоянен, она имеет свойство выпариваться от высоких температур или зарядки генератора. Получается, что уровень кислоты начинает расти, ведь она не улетучивается. Уменьшается только вода, а это способствует увеличению плотности концентрата. Как уже говорилось выше, процесс отрицательно сказывается на состоянии пластин — может произойти даже сульфатация.
Добавка воды позволит избежать всех этих проблем. Только делать это нужно строго по уровню, чтобы залить не больше нормы. Продаётся дистиллят в автомагазинах, аптеках и даже обычных хозмагах. Можно приготовить такую жидкость и в домашних условиях. Правда, нужно соорудить небольшой завод: чайник с высоким носиком, кастрюля, ёмкость для сбора конденсата. Некоторые берут дистилляты из больниц, лабораторий, в которых работает паровая котельная.
Признаки того, что аккумулятор требует дозаправки воды:
- батарея сильно нагрета;
- из заливных отверстий выходит пар;
- на корпусе наблюдается конденсат.
Как добавлять и сколько?
На обслуживаемых традиционных аккумуляторах есть пробки. Добавлять сюда воду просто, никаких особых навыков не нужно. Крышки откручиваются, проверяется уровень электролита. Он считается недостаточным, если свинцовые пластины оголены. Вода добавляется в таком количестве, чтобы их закрыть на 1-1,5 см — замер производится специальными трубочками.
На некоторых классических батареях имеется специальный уровень на корпусе с боковой части. Дистиллят следует добавлять до этого уровня. После этого АКБ ставится на зарядку.
Необслуживаемые аккумуляторы, например, кальциевые типа Bosch, Varta, потребуют уже другого подхода. Их конструкция априори не предусматривает добавления воды, поэтому приходится заниматься самодеятельностью. Да и зачастую, такие модели редко теряют дистиллят, но, всё же, лет через 5-6 уровень падает и его желательно довести до нормы.
Ниже приводится пошаговая инструкция.
- Определить уровень дистиллята внутри кальциевой батареи. Для этого её нужно несильно потрясти влево и вправо. Если по ощущениям, там жидкости недостаточно, придётся доливать. Уровень легко определить по аккумуляторам с белым корпусом — достаточно посветить фонариком.
- Определить высоту расположения пластин. Процедура аналогична определению уровня. Если корпус необслуживаемой батареи чёрный, придётся прикинуть расположение «на глаз».
- Просверлить небольшие отверстия на корпусе батареи с боковины. От пластин нужно отступить вверх примерно на 2 см, а потом сделать дырки размером 2-3 мм.
- Влить дистиллят с помощью шприца. Добавлять воду следует до тех пор, пока она не просочится через отверстия.
- Запаять сделанные отверстия обычным паяльником.
- Зарядить батарею.
Это называется «колхоз», но иначе с необслуживаемой батареей не получится. Можно просверлить дырки сверху АКБ, но в этом случае будет невозможно проконтролировать перелив.