Как найти метку на маховике (риску)
Часто на автофорумах новички автомобилисты ищут ответ на вопрос – как найти метки на маховике? При этом редко встретишь правильные рекомендации на эту тему. Попробуем разобраться в деле конкретно, дать ценные советы.
Метка на маховике
Метка для установки момента зажигания или вмт на маховике представляет собой тонкую, будто бы поцарапанную черточку. Находится метка не на венце, естественно, а на зеркале элемента (гладкой плоскости). К сожалению, эта метка часто ржавеет, и автомобилисту бывает полезно изредка чистить ее отверткой или шилом.
Одновременно с этой меткой, на зеркале предусмотрены лунки или выемки. Это тоже специальные риски, предназначенные для грамотной установки маховика на оконечность кривошипного вала.
Увидеть метки на балансире кривошипного вала, если ничего не разобрано с машины (не демонтирована коробка), удастся сквозь специальный лючок. Безусловно, нужно воспользоваться помощью ассистента, без этого никак. Один человек должен тихо вращать коленвал, другой – следить за метками. Смотреть надо под хорошим освещением, чтобы не упустить требуемую метку. Если освещения недостаточно, воспользоваться фонариком.
Метку маховика правильнее называть риской. Существует несколько видов меток, и риску нельзя спутать с остальными.
К примеру, на 8-клапанном двигателе отечественной «восьмерки» и более поздних моделей автопрома есть метки следующего типа:
- на звездочке распредвала (метка больше напоминает выступ);
- с тыльной стороны крышки приводного ремня (больше напоминает усик);
- на маховике (риска);
- на тыловой стороне картера сцепления (похожа на треугольник);
- на шкиве кривошипного вала (напоминает точку);
- на крышке маслонасоса (треугольный вырез).
Последние две метки видны только после снятия шкива генераторного привода. Треугольник-вырез картера сцепления лучше просматривается после снятия КПП.
А вот на 16-клапанной силовой установке отечественной 21126 метки, кроме вышеописанных, находятся еще в следующих местах:
- на звездочках обоих распредвалов в виде выступов;
- с тыльной стороны крышки ременного привода распредвалов (вырез-треугольник).
Справка. Маховик автомобиля – это особая деталь механического типа, изготовленная в виде диска. Фиксируется он болтами к задней оконечности кривошипного вала, служит большей частью для сохранения инерционной энергии.
Зачем нужна метка маховика
В частности, по этой метке удается выставить вмт, что, в свою очередь, помогает грамотно установить, к примеру, ремень грм. Неправильность выставления меток приводит к катастрофическим последствиям – это следует помнить всегда.
Пошаговый алгоритм выставления меток грм выглядит примерно следующим образом:
- подготавливается нужный инструментарий, включающий плоскую отвертку, ключ «десятку» и подъемник;
- затем правая часть автомашины поднимается с помощью домкрата;
- снимается защита ГРС механизма, расположенная под капотом транспортного средства;
- вращается колесо машины до тех пор, пока распредвальная метка не совпадет с рисками на ГБЦ и шкиве кривошипного вала.
Вот тут и приходит «время маховика». Если его метка не совпадет с корпусом (блоком), то всем проведенным выше манипуляциям, грош цена. Увидеть метку получится через отверстие, надо будет заранее снять заглушку с КПП.
Метка маховика должна совпасть с блоком. Ассистент должен вращать коленвал, автовладелец – смотреть внимательно.
По этой же метке выставляется регулировка, если рвется приводной ремень или проводится настройка после ремонта ГБЦ.
Установка меток на силовом агрегате автомашины помогает правильно выставить УОЗ, согласовать работу ГРС механизма и системы впрыска.
Пара важных нюансов
Вот, на что хотелось бы обратить внимание:
- проворачивать кривошипный вал следует исключительно за болт фиксатор шкива (при этом ни в коем случае не за сам шкив!);
- провернуть кривошипный вал можно и так: поставить одну из передач КПП (лучше 4-ю), толкнуть машину до совмещения меток, или вывесить одно из колес – и крутить.
Балансировка
Безусловно, метка элемента (риска), выставленная по уму, станет эффективной только в случае идеально ровного маховика. Если наблюдается дисбаланс элемента, то придется осуществлять балансировку. В список задач балансировщика войдет также найти радиус маховика.
К сожалению, стенд балансировочный имеется не в каждом городе. На таком станке проще регулировать кривошипный вал и маховик.
Делается балансировка либо на особой оправке, либо на самом валу (не снимается). Основное действие, которое проводится при балансировке – это облегчение. С маховика снимается некоторый слой металла, чтобы отрегулировать правильность его массы. Снимать слои можно только с краев, центр детали должен оставаться целым, чтобы не убавились прочностные характеристики детали.
Важный момент. Прежде чем приступить к балансировке маховика, нужно идеально отбалансировать кривошипный вал.
Для лучшего понимания процесса балансировки, представим маховик с радиусом 135 мм. Наличие «паразитной» массы в таком элементе – около 5 граммов. Из-за этих, казалось бы, незначительных граммов возникают те самые вибрации, которые так отрицательно влияют на работу двигателя.
Лишний вес с маховиков удаляется путем сверления. Слои снимаются в несколько заходов, пока не отрегулируется правильное вращение.
Следите за чистотой маховика. Если появляется возможность снять деталь, то не поленитесь тщательно осмотреть ее на дефекты. Риску маховика регулярно прочищайте от грязи, чтобы в дальнейшем она бы хорошо просматривалась.