Как проводится ремонт маховика сцепления
Маховик – это полновесный металлический круг, который служит для балансировки вращающего момента, посылаемого автомобильным кривошипным валом КПП. Если маломощные ДВС оснащались раньше стандартным однодисковым маховиком, то современные сильные агрегаты оснащаются 2-массовым маховиком, состоящим из двух дисков, один из которых бывает установлен на муфте. Из статьи мы узнаем, как проводится ремонт маховика сцепления.
Про устройство 2-массового маховика
Итак, один из дисков, как и было сказано выше, сидит на муфте, соприкасаясь с фрикционным материалом, а другой — с зубчатым ободком на кривошипном вале. Именно этот диск входит в зацепление со стартером.
Оба блина свободно вертятся касательно друг друга, и между ними ставится РУ подшипник. Кроме того, система 2-массового маховика наделена также пружинами.
Пружины установлены по всему кругу блина, и для одинаковой сортировки нагрузки разделены сепараторами. Как правило, в большинстве случаев применяется 2-ступенчатая система демпфирования, означающая, что в системе используются пружины с разным значением жесткости.
Мягкие пружины задействуются непосредственно во время завода мотора или при старте автомобиля с места. А вот жесткие пружины предназначены для регулирования крутильных колебаний (КК) при ровном и мерном движении транспортного средства.
Для уменьшения трения предусмотрена смазка, которой заполняется вся олость демпферного устройства. Это также помогает облегчить общее функционирование узла.
2-массовая модель маховика применяется для гашения колебаний силового агрегата. Именно благодаря маховику этого типа, срок эксплуатации современных мощных ДВС повышается, безусловно, если сам маховик будет работать исправно. Кроме того, за счет гашения вибраций мотора, его работа становится значительно тише.
Примечание. Известно, что средний эксплуатационный срок 2-массового маховика составляет 50-150 тыс. км пробега транспортного средства (легкового) и 200-400 тыс. км (грузового).
Широкое внедрение 2-массового маховика с недавних времен было проведено с целью повышения комфорта пассажиров и водителя современного автомобиля, оснащенного более мощным двигателем. Такой маховик придумали в качестве лучшего варианта для поддержки силовых агрегатов, развивающих по сравнению с предыдущими версиями ДВС небывалую мощь.
Ремонт
Наиболее часто 2-массовые маховики портятся из-за разрушения пружин. Это происходит, в свою очередь, по причине колебательных нагрузок или по истечении эксплуатационного периода. Шарикоподшипники становятся причиной дефекта маховика крайне редко.
Ревальвированные нагрузки для 2-массового маховика, это всегда плохо. Помимо того, что из-за этого разрушается демпферная система, они могут привести к высыханию смазки и потере защиты от трения. В итоге происходит разрушение пружин, а вместе с ним и остальных элементов маховика, включая подшипники.
Повышенные нагрузки возникают из-за того что автомобиль часто двигается на пониженных оборотах. Величина КК в таком случае увеличивается, что и сказывается на повышении нагрузок.
Еще одна причина высоких нагрузок – старт с места на высокой передаче. Такое делают часто молодые водители, желающие показать себя. Если мотор автомобиля позволяет, то они трогаются даже на 3-й скорости. Очевидно, что из-за этого появляются непомерные нагрузки и поломки.
Не рекомендуется также резко бросать педаль муфты и практиковать агрессивный стиль вождения тем автомобилистам, машины которых оснащены 2-массовым маховиком.
Ремонт маховика сцепления начинается с дефектовки. Поводом для диагностики могут стать характерные стуки на малых оборотах, более всего проявляющиеся на холостом режиме езды. Признаками поломки маховика становятся также посторонние щелчки при запуске ДВС и его остановке, а также чрезмерный нагрев стенок ГБЦ.
К примеру, осмотр наружной плоскости фюзеляжа ДВС относится к основным проверочным мероприятиям. Стенки мотора не должны иметь следы от масла или трещины.
Далее проверка сводится к диагностике функционирования маховика. В частности, он должен легко поворачиваться в обе стороны вручную или с помощью «монтажки», не скрипя при этом громко.
В процессе проворачивания маховика допустимы небольшие удары, которые возникают из-за люфта в механизме пружин.
Вращая маховик, человек должен ощущать усилие, которое возникает из-за противодействия пружин. Это нормально. А вот, если усилия чувствоваться не будут, то это свидетельствует о разрушении демпферной системы.
О важности ремонта и даже замены маховика будет свидетельствовать также заклин детали в одну из сторон или отчетливый звон, который способны издавать разрушенные пружины.
Сам по себе ремонт 2-массового маховика имеет трудность, выражаемую в том, что найти в свободной продаже внутренние элементы и части механизма практически не реально. Ремонт возможен лишь в том случае, если неисправные детали будут переставлены с модели аналогичного маховика, у которого компоненты для замены в порядке.
Еще одна сложность ремонта маховика сцепления связана с тем, что собранный своими руками маховик обязательно потребует тщательной балансировки, которую получится осуществить на спецоборудовании (о самостоятельной настройке ниже).
Итак, для проведения ремонта маховик нужно, прежде всего, демонтировать с мотора. Болты, которыми диски маховика фиксируются к ДВС и сцеплению, заново использовать запрещено. Надо будет их заменить на новые крепежи, которые не были в работе.
Как правило, элементы данного механизма связываются между собой технологией заклепывания. Металлические шляпки придется высверливать, не затрагивая монолитности элементов, чтобы осуществить разборку. Доступ к пружинам откроется только после разъединения обоих дисков.
Если обнаруживается, что поломано несколько пружин, их меняют на новые. Хотя, все же, рекомендуется заменить всю пружинную систему целиком, даже если поломано всего 2-3 пружины.
Осмотреть и поменять в случае дефектов следует также и остальные элементы маховика, после чего заполнить полость смазкой, а затем собрать все как было.
Касается это и подшипников, которые при повышенном люфте рекомендуется демонтировать с помощью специального инструмента и заменить новыми.
Балансировка 2-массового маховика проводится не только на специальном стенде, хотя это единственно верный способ, дающий точную регулировку. Однако многие автомобилисты, занимающиеся ремонтом в домашних условиях, применяют различные методы проведения балансировки. Это вызвано не только тем, что в автосервисах высокая цена, но и по другим причинам.
В частности, как ни странно это слышать, но даже в больших городах можно найти всего несколько организацией, которые успешно занимаются ремонтом 2-массовых маховиков. Зато в тех автосервисах, где такой вид восстановления успешно проводится не один год, применяются технологии, заимствованные не где-нибудь, а непосредственно у передовых зарубежных компаний. Очевидно, что это положительно сказывается на вытекающих из этого последствиях: новые детали аналогичной модели маховика всегда в наличии.
Некоторые компании, занимающиеся ремонтом 2-массовых маховиков, даже сами могут изготовить модель с необходимыми характеристиками. В общем, сервисов в РФ мало, зато качество их на высоте.
Что касается самостоятельного восстановления, то, например, распространение получил способ, подразумевающий закрепление маховика с валом в тисках. Вися в свободном положении, маховик автоматически встанет своей тяжелой стороной вниз (если части детали весят неодинаково). Маховик вращают руками, а затем помечают точку на поверхности, которая встает в нижнем положении. Затем вращают маховик в другую сторону, если та же точка встает в нижнее положение, значит, маховик требует балансировки (удаления слоя избыточного металла с этой части поверхности). Слой металла убирается методом шлифования на токарном станке.
Как известно, одна балансировка 2-массового маховика в СТО оценивается в 2 тысячи рублей, не меньше.
Таким образом, ремонт многодискового сцепления осуществим своими руками, однако без наличия специфических знаний и опыта, лучше доверить работу мастерам в СТО.